Нет повести печальнее на свете,
или другие две недели в отеле Maksim Atli Bay (04.08. – 18.08.05).
Другие потому, что были восхитительные две недели в прошлом году, о чем есть заметка на сайте «Моя Турция» под названием «Край, похожий на рай, или две недели в отеле Riva Atli Bay». Желающие сравнить могут полюбопытствовать. Пишу по свежим следам, мы недавно прилетели оттуда. Может быть, еще смогу предупредить таких же мечтателей, как мы, надеющихся повторить замечательный опыт, или открыть глаза любителям красочных проспектов.
Сразу скажу, что картинки в каталогах и Интернете старые! И номер там изображен без пятен на паласе и стенах, и вокруг бассейна отсутствует зеленое покрытие, призванное уберечь вас от поскальзывания, а головка душа возле него прямо-таки опасна, ведь может упасть на голову во время мытья. Металлическая!
Был проведен за это время некоторый косметический ремонт, настолько быстрый и дешевый, что пятна и неровности на внутренних и внешних стенах были просто замазаны, причем никто особенно не потрудился попасть в тон, и смотрятся эти мазки издалека и на фото как пластыри на теле пострадавшего.
Итак, отель Maksim Atli Bay образца 2005 года. Нормы латинского написания в Турции не применяются. Внимательный читатель уже заметил разницу в названии отеля. Мы тоже были предупреждены, что он теперь входит в систему отелей Maksim. Кто бы мог знать, что смена владельца так пагубно скажется на его уровне! Думаю, что в нашем турагентстве это знали, но лукаво промолчали.
Что же изменилось? Да многое.
В каталогах он значится теперь 4* (был 4*+), хотя сами они себя позиционируют как 5*, о чем заявляется на стикере в лифте. Ха, ха, ха! Ему теперь не дашь больше 3 звезд. Начну с того, чем закончила в прошлый раз.
1. О явных минусах.
Сначала о минусах мелких. К уже описанным прибавились новое. При заезде под залог даются теперь не только пляжные полотенца, но и ключ от сейфа, пульт кондиционера и пульт ТВ. То есть, кроме платы за сейф $2 в сутки ты еще отдаешь залог. Конечно, сейф маленький, его вдвоем можно вынести из номера, но кому это придет в голову? А кому нужен пульт без кондиционера? С полотенцами и того веселее: кроме залога в $5 (было $10) ты должен заплатить $3 за каждое каждый раз, когда хочешь получить потом чистое. А будет ли оно вправду чистое, уверенности нет, они очень удобного темно-желтого цвета. Если не назвать этот цвет по-другому. Но находчивость наших соотечественников достойна пера М. Задорнова. Они брали на пляж белые из ванны – уж они-то свежие и белейшие. Исчезла с пляжа бесследно и вышка спасателя. Нет, вру, не бесследно, дырки остались. Видимо за ненадобностью (можете себе представить?), как, впрочем, и доска с информацией о температуре воздуха и воды. Флаги тоже не сообщали о состоянии моря – решай, мол, купальщик сам, будешь ли ты рисковать. А рисковать порой приходилось, когда доски пирса выбьет волной, и ты идешь рядом с этой зияющей дырой по узкой полосе бетона, поросшего скользкой зеленью. К слову, за две недели ее не счищали ни разу ни с пирса, ни со ступенек схода в море. В прошлом году с этой студнеобразной массой боролись.
Еще одно «нововведение» – необходимость занимать лежак на пляже с самого утра, а вечером около 7 часов тебя вежливо, но настойчиво с пляжа просили, а если ты прикидывался непонимающим, то вскоре и сам не захочешь оставаться, ведь служители культа начнут ровнять песок, посыпая заодно и тебя.
Не обнаружили мы и кожаных диванов ни на reception, ни в каминном баре; из последнего исчезли и кальяны, и каминные щипцы, и др., оставшись только на наших прошлогодних фотографиях. Пляжный туалет из чистенького и благоухающего превратился в слоновник, как прозвал его наш сын за запах.
И вот так на каждом шагу мы находили примеры того, как экономит на туристах в этом старом «Атлы Бае» новый менеджер. Мы скоро прозвали его «Отливай», и не только мы одни. Обиднее всего, когда экономят на твоем желудке. Это-то и является главным, самым длинным минусом, минусом явным и неустранимым самостоятельно. Безусловно, костлявая рука голода не хватала нас за горло, до этого не доходило, но уже не было того удовольствия от предвкушения обеда и ужина и его торжественного поедания. Увы! Первое, что нас шокировало, были очереди за ужином. Не было ничего подобного в прошлом году ни в самом ресторане, ни перед ним, где жарили мясо, рыбу или птицу! Теперь же стояли толпы, как во времена дефицита, желающих осчастливить свои желудки. «Очереди за бесплатным супом для бедных детей», как прозвал их мой муж. Суп на ужине тоже, кстати, был, но качеством обычно не блистал, как не отличались качеством и все остальные блюда. Нет, я не имею в виду салаты с майонезом, куда по традиции прячут то, что не было съедено в прошлый раз, и о чем не писал только ленивый. Ухудшилось качество основных блюд из телятины, баранины, курицы, индейки и рыбы. Они вдруг стали или острыми и солеными, или никакими, если вы брали блюда с диетического стола. Второй случай не такой патологический, ведь можно было найти какой-никакой соус. Не приходилось мечтать о тунце в половину человеческого роста, зажаренном прямо на глазах изумленной публики, той, что могла оценить такой изыск. Спасибо, что хоть была мелкая форель отвести душу. Видя, сколько всего официанты уносят со столов и выбрасывают в отходы, мой муж ужасался, сколько мяса и овощей переводят зря. Трудно предположить, что в мусульманской стране развито свиноводство. Кому нужно иметь нарекания на качество пищи, коих было немало? Зачем было менять кухню, которая была прекрасна и корректна по остроте и соли?
Не миновало нас и пищевое отравление. И опять-таки речь не идет о пресловутых салатах, но от этого было не легче, когда из-за плохого самочувствия я плохо спала ночь, потеряла следующий день (который стоит немало!), а менеджер отеля просто не поверил этому и дать компенсацию отказался. Слава богу, что без «Энтеросгеля» мы не ездим. Не на правах рекламы. Быстро помог нам встать на ноги и местный красный чай. На пакетиках был изображен шиповник, по вкусу напоминал каркадэ, так мы его и звали.
Напитки заслуживают отдельного слова. Пить было практически нечего: с соками из машины ядовитых цветов мы уже встречались в Болгарии, то ли «Юппи», то ли «Тампико»; этот же сухой порошок сыпали и в йогурт, им же украшали торты. Пиво, по словам мужа, тоже пить нельзя (сама не пью, не знаю), кое-кто его намешивал со спрайтом. Вино кислое, что белое, что красное, и по виду стремится к шампанскому, с шипением вырываясь из крана бочки и попадая больше мимо, чем в бокал. Дело в том, что бочка была только прикрытием для фольгированного мешка, из коего вино нагнеталось в бочку компрессором. Кофейные аппараты по очереди выходили из строя к вящему неудовольствию его любителей. Коньяк можно было пить только с кока-колой, джин тоже был сучковатый. Чаи были травяные или яблочные, последние по вкусу и запаху напоминали дешевую карамель. Оставалась вода из кулера и красный чай.
Возвращаясь к пресловутым очередям, я не думаю, что они образовывались из-за жадности наших соотечественников или законопослушности немцев, а именно таким было первое впечатление. Даже если ты подойдешь к судку, из которого уже никто ничего не берет, очередь около него посмотрит на тебя с осуждением или будет открыто негодовать. Минут через 30-40 очереди рассасывались, и к вожделенным блюдам можно было подойти совершенно свободно, не рискуя своей репутацией. А вот сладкий стол разграблялся в первую очередь и больше не возобновлялся. Кто успел, тот и съел! Исключением были местные сладости в меду и жиру или типа нашей «картошки», они оставались до самого конца в гордом одиночестве. Недоумение вызывали сладости розового, желтого или ядовито-зеленого цвета, по виду напоминавшие большие мятые полиэтиленовые пакеты, сложенные в несколько слоев. Наш сын прозвал их кульками, и попробовать их мы так и не решились.
Так вот, очереди эти, скорее всего, являлись следствием плохой организации ужина, а именно подачи блюд. Если в прошлом году они выставлялись по двум сторонам зала в виде буквы Г, то теперь это больше напоминало букву П, что привело к скученности и блюд, и людей.
Сопровождался прием пищи соответствующей мелодией, такой заунывной, что можно было считать ее реквиемом по старому доброму «Атлыбаю».
Еще пример экономии - это замена стеклянных стаканов под напитки картонными и пластмассовыми. Зная любовь турок к гигиене, и видя, с какой скоростью они ополаскивались, понимаешь, что это еще один источник заразы. Глаза открыли нам врачи из Мончегорска. Плюс оказался в том, что эти, с позволения сказать, бокалы перестали сбрасывать в море с пирса (и находить потом на дне), зато они стали повсеместно валяться на пляже в песке.
Часть стульев и столов снаружи ресторана тоже заменили на менее презентабельные, как и стулья в т.н. амфитеатре. Обычных белых стульев убыло, зато появились соединенные вместе сиденья из гладкого пластика, великолепно потеющие от ночного конденсата. В прошлом году для борьбы с этим служили поролоновые подушки в х/б чехлах, теперь же их след простыл.
Сэкономили и на анимации.
2.Анимация.
И это они называют анимацией?!!! Она и тогда не блистала, за исключением питерского балета, некоторых конкурсов и синхронного плавания, теперь же она пала так низко, что сузилась до сексуально-гомосексуально-туалетной тематики и скетчей совершенно невразумительного свойства. В теме «Как люди разных национальностей приветствуют друг друга» в сценке показывался в т.ч. голландец, выдоивший корову, а когда люди разных профессий приветствовали друг друга, изображались две собаки. Угадали уже? Естественно, они лаяли, нюхали друг другу задницы и задирали ноги. А когда изобразили русских пьяными с бутылками в руках, я не удержалась и закричала в зал: «Русские! Не аплодируйте!» Конечно, мы все такие. И мы все ходим поголовно в валенках и треухах с медведями под руку и балалайками наперевес. Если немцам нравится, что их изображают рыгающими, с сытым пузом, это уж их личное счастье или горе.
Может все дело было в том, что сезон уже шел на убыль и славным трудолюбивым аниматорам-разгильдяям все уже надоело? Вы не поверите, но у них был день отдыха - суббота! Верхом же (или низом?) изобретательности было (был, была?) beach party с платным входом. В своем же собственном отеле. Как вам это? До этого мы уже не дожили, и думаю, что мало потеряли и мало кто пришел бы, если только вновь прибывшие. И на бесплатных шоу амфитеатр был полупустыней.
А про дискотеку и говорить нечего. Хорошо, если она начиналась вовремя, т.е. в 23.00, правда и от этого не легче. Вместо тростниковой хижины на пляже она проводилась прямо на сцене амфитеатра, а недогадливые посетители почему-то жались среди сидений в темноте или вяло сидели на стульях и потягивали нечто сомнительное из стаканов. Освещение – это отдельная тема. Сцену постоянно освещали прожекторы, иногда выключаемые вручную – о динамическом освещении можно преспокойно забыть. Изредка включали стробоскоп да УФ-лампы изливали свет на танцующих, каковых обычно бывали считанные единицы. Музыкальный репертуар разнообразием не блистал : каждый вечер гоняли одно и то же. Отдельных слов заслуживает катастрофа-DJ Egor. Интересно же он представляет себе искусство дискжокея – кроме замедления и ускорения песен (иногда песня замедлялась до полной остановки) других эффектов замечено не было. Когда же мой сын попробовал протолкнуть DJ свой диск, он поставил всего 2 песни. Да, в этом году дискотека в Атлибае мертвая…Да и в том году была полуживая.
Среди отдыхающих в этот раз было больше русскоговорящих (возьмем этот термин) и меньше голландцев и немцев, да и были они какие-то другие, не такие шумные. Или они притихли ввиду своей меньшей численности, или по какой другой причине. По отелю ходила байка, что 9 мая на центральной площади Аланьи произошло побоище между русскими и немцами. Угадайте с трех раз, кто победил. За достоверность байки не ручаюсь. Да и как нашему брату ни бить толстого бундеса? И в бар их пускают в купальниках, а нас не обслужат, пока не оденемся; и напитки нальют скорее в стеклянный стакан, чем в пластмассовый; да и трудно представить немецкую семью, пострадавшую при вселении. Да и говорить персонал будет с тобой по-немецки, а если ты не понимаешь – это уж твое личное горе. Это любой торговец по-русски говорит, но у него свой интерес. Учите язык Шиллера и Гете!
3.Местные особенности.
К уже упомянутым в прошлый раз добавлю еще.
Как знают все побывавшие хоть раз в Турции, уже на пути из аэропорта вас извещают, что скоро предполагается «остановочка». Автобус остановится по договоренности в лавке, чтобы вы уже могли начать обогащать местных ремесленников. На обратном пути вас завезут на фабрику лукума, чтобы вы не привезли обратно слишком много валюты. А если вы выразите несогласие, то вам скажут, что «среди нас дети, они долго терпеть не могут», и ты почувствуешь себя врагом детей.
По-прежнему то и дело пропадает свет и через несколько секунд запускается дизель-генератор для заполнения энергетической бреши. Мало того, несколько раз за ночь чья-то невидимая коварная рука отключает общий рубильник отеля на несколько секунд. Не догадались еще, зачем? М. Задорнов с руками оторвет этот образец «соображалки», но не русской, а турецкой. Кондиционеры-то при этом выключаются и самостоятельно включиться не могут! Так что, если вы спите ночью беспробудным сном, то экономите киловатты своему отелю. Так-то вот!
4.Внутренняя политика.
Провели мы свой собственный опрос среди соотечественников и жителей сопредельных дружественных гос-в об особенностях их поселения и общения с горничными. Как говорит Е. Петросян, «были неописуемые случаи». Нередко на первый день или ночь людей селили по 5-6 человек в номер , причем один мужчина оказался вместе с «незнакомыми тетками». В мусульманской стране! Причем номер мог оказаться без кондиционера. После такого растерянные или рассерженные сельди этой бочки звонили в свои турагентства или предлагали взятки за цивильное расселение. Наиболее предусмотрительные и опытные бакшиш давали сразу при заезде – 20 долларов/евро - и могли тогда выбрать номер по душе. Кое-кто по воле Аллаха бесплатно получал большую family room на семью из матери и дочери. Нам же на троих достался номер junior suite (который собственно и значился в ваучере), не столь удобный, но большой и с видом почти на море, с трехспальной (по обычным меркам) кроватью, кушеткой и диванчиком. Послушав печальные повествования, мы были рады уже тому, что избежали всех этих ужасов и обошлись без финансовых вливаний, всего-навсего наотрез отказавшись жить на ground floor – не для того мы приехали туда во второй раз, чтобы жить на земле.
Кое-кто из этих несчастливцев были более счастливы, и их на первые дни селили в стоящий неподалеку “Ottimo”, отель из этой же системы Maksim. Мнения о нем разноречивы, и мы посетили его из любопытства, благо наши браслеты позволяли. 5* отель у самой дороги (?), во 2 линии (кто же дал ему 5*?) очень импозантен, особенно внутри и ночью. Выполнен в футуро-модернистском стиле, весь из стекла и нержавейки, гордый своей представительностью и современностью. Вместе с тем, своеобразный внутренний двор его, куда выходят двери всех номеров, очень душен и влажен из-за замкнутости и водоемчика, очень приятного на вид. Он сразу напомнил нам этакую шикарную тюрьму из американских фильмов, где двери камер расположены также, этаж над этажом, помните? Прибавьте к этому мизерную территорию, почти полностью отсутствующую зелень, пляж метрах в 300, идти на который нужно по совершенно жуткому подземному переходу. Мы удивлялись, почему там не живут местные бомжи, тепло ведь. Словом, мы не впечатлились этим горделивым красавцем, снаружи облицованным, кстати, пластмассовой плиткой. Хотела бы я увидеть, как выглядит он в каталогах. Думаю, что в лукаво-выгодном свете.
Взаимоотношения с горничными тоже могут складываться двояко. Например, вы платите им по доллару раз в несколько дней и можете претендовать на относительную чистоту и гигиену, включая удаление с балкона лужи от кондиционера. Мы же пошли другим путем. Дача первого доллара не повлекла за собой желаемой чистоты, палас так и не пропылесосили. А, когда мы устали ждать смены верхних простыней несколько дней и когда однажды из двух постелей сменили только одну, терпение наше иссякло, и я пошла на reception объясняться по-английски, ибо смена русскоговорящей Ларисы уже закончилась. На мое невероятное счастье рядом стоял шеф горничных, и мою просьбу передали ему. Сей достойный мусульманин (да продлит Аллах его дни!) на моих глазах пошел проверять сей факт, а мы пошли на море. По возвращении номер встретил нас свежими постелями, причем свежезастеленную поменяли снова, палас лишился своего мелкого мусора, а моя ночнушка запорхала бабочкой. На столике нас гостеприимно встречала бутылка питьевой воды, отсутствовавшая уже дня 2-3. И это все бесплатно. Зато какой волчицей глянула на нас после этого наша горничная, даже не поздоровалась, как обычно, только при второй встрече выдавила из себя приветствие ледяным тоном. Вот эти два способа воспитания house-keeping maidens можно признать основными; если есть другие – пусть знающий поделится.
Закругляюсь.
Конечно, положа руку на сердце, все мы признаемся, что дома не меняем постель и полотенца так часто, да и уборку ежедневно делают лишь единицы, но в отеле все же хочется иметь заявленные услуги, ведь ты платил и за это тоже.
Не могу сказать, что мы настолько уж требовательны и избалованы. Нам далеко до капризных москвичей с их претензиями и амбициями (простите, дорогие, но это правда!). Мы почти идеальные постояльцы: горничная у нас не перетрудится, ибо в номере у нас порядок; барских замашек не имеем, вежливы и неагрессивны по отношению ко всем. Шовинизмом тоже не болеем и стараемся выучить хоть несколько общеупотребительных фраз на языке страны пребывания, чем неизменно располагаем к себе местное население. Но… Но, когда приезжаешь в тот же отель, зная, как все должно быть, по крайней мере, как это все славно было в таком недавнем прошлом, то поневоле впадешь в уныние, увидев, как много изменилось к худшему.
Поспрашивали мы своих соплеменников и о том, почему они выбрали именно этот отель и порассказывали, насколько лучше было здесь прежде. Почти все они, не сговариваясь, пришли к выводу, что вредно ездить в один и тот же отель, ибо нельзя войти дважды в одну и ту же воду. Мудро сказано, конечно, но ведь есть же и другая мудрость: от добра добра не ищут, чем мы и руководствовались.
Безусловно, больше мы в Maksim Atli Bay ни ногой. Не найти нам здесь свой Lost Eden. Если только кто не подскажет действительно беспроигрышный отель. Хотя известно, что и среди пятизвездников есть середнячки. Печально…
М. Гашкова.
г. Пермь.