Идея суточной поездки (туда-назад в сумме менее суток) была навеяна другом.
Поиском в интернете было найдено руководство на английском и, надо признать, неплохое. Однако некоторые подробности оказались не совсем правильными, так что опишу процесс самостоятельно. Считайте сие произведение "изданием вторым, изменённым и дополненным".
1. Общая часть.
Троя находится в азиатской части Турции недалеко от деревни с незапомненным названием.
До этой деревни от ближайшего городка - Чанаккале (Canakkale) - ходит маршрутка.
До Чанаккале можно доехать автобусом из Стамбула (6 часов).
Я выезжал из Стамбула в 23.00, приехал в Чанаккале в 6 утра, ждал маршрутку (долмуш, dolmus) до 10 часов, с 11 до 14 был в Трое, в 15 сел на обратный автобус в Чанаккале, и в 21 час следующего дня был снова в Стамбуле.
Некоторое беспокойство вызывало отсутствие паспорта (я его оставил в Стамбуле, чтобы в дороге не скомуниздили), так что на всякий случай взял с собой его копию, в том числе листа с визой. Однако за всё время никто этим не поинтересовался, и вообще всё было довольно спокойно.
Летом и поздней весной днём в Трое жарко, а при переправе через Дарданеллы ночью может быть холодно; так что удобнее всего надеть куртку на футболку.
Перед поездкой выясните прогноз погоды на интересующий день. Я смотрел на сайте Weather.com , и прогноз был довольно точен.
2. Стоимость.
Курс лиры на момент поездки (30 апреля 2005 года) составлял:
1 USD = 1,35 YTL (или примерно 1 YTL = 20 российских рублей).
Проезд на автобусе туда и обратно - по 20-25 лир (в зависимости от компании-перевозчика), маршрутка до Трои - по 3 лиры в один конец. Следовательно, транспортные расходы - максимум 56 лир (42 доллара). Вход на территорию Трои стОит 10 лир, так что общие расходы без питания - 66 лир (до 50 долларов). Что есть, думайте сами - кафешки там везде будут.
3. Покупка билета и ожидание автобуса.
Билет до Чанаккале покупается на автовокзале. Можно (и, наверное, удобнее) купить заранее.
Автовокзал в Стамбуле расположен на станции метро Отогар (Otogar). ВыхОдите из вагона по ходу движения, по лестнице наверх и направо.
Прямо будут офисы компаний-перевозчиков. В Чанаккале могут свезти несколько из них; я выбрал Truva (это Троя по-турецки) - офис 137. Билет стоил 23 лиры. Один человек понимал по-английски.
У компаний на втором этаже есть комнаты ожидания, так что можно приехать к автобусу заранее, минут за 40 (запас карман не тянет). В ожидании можно смотреть телевизор и/или опустошать тамошний бар. Туалет на автовокзале находится в подвале, в изгибе здания (само здание по форме напоминает половину трибуны стадиона).
4. Поездка до Чанаккале.
Автобус был обнаружен по выходящим из зала ожидания людям примерно за полчаса до отправления.
Места пронумерованы. В моём случае номера находились сбоку от сидения (к проходу) сверху. Воздух кондиционирован.
Автобус отправляется, и почти сразу стюард (молодой парниша обычно) предлагает на выбор чай, кофе или напиток. Рекомендую чай (напиток - для любителей химизации народного хозяйства. Подобие Фанты). Берёте одноразовый стаканчик и, в случае выбора чая, пакетик с оным.
Раздаются пирожные. Потом стюард разносит термос с кипятком и наливает его в стаканЫ. Любители химизации ждут ещё немного и вознаграждаются Фантой.
Потом все спят (я ехал ночью).
Периодически стюард предлагает побрызгать в ладони довольно приятным одеколончиком или лосьоном; народ им протирает руки и иногда лицо. Вода (по-турецки Su, по-нашему Су) выдаётся по первому запросу бесплатно в пластиковых запечатанных стаканчиках грамм по 150-200.
Общая длительность поездки - 6 часов. Примерно через 2 часа - первая остановка для размять ноги и кой-куда сбегать. Остановка короткая.
Ещё через два часа - получасовая остановка на перевале. Возле отеля - памятник какому-то дядьке. По виду напоминает Линкольна или что-то времён гражданской войны в Америке.
Тут можно зайти в столовую самообслуживания (платить, как и в наших, - в кассе), в сувенирные магазинчики. Туалет также присутствует.
Во время стоянки автобус моют.
Затем опять дорога, и предпоследняя остановка - в Гелиболу, городке на берегу Дарданелл. Там автобус стоит в ожидании парома.
Потом автобус въезжает на паром, и всё хозяйство неспешно пересекает Дарданеллы. В это время можно поживиться в паромной кафешке, поснимать на видео и фото. Однако при следовании моему рецепту путешествия переправа началась около 6 утра, и было темно; лишь в процессе плавания слегка посветлело.
Минут через 30-40 паром причаливает в Чанаккале. Всё, выходим.
5. Последний рывок до Трои.
Теперь надо найти маршрутку до Трои. Однако это не так просто, несмотря на небольшие размеры городка. Встречные полицаи указывают каждый в другую сторону, а местные английского не знают. Турецкий не знаете вы.
Хвала ресторанному бизнесу, я таки встретил знающего иноземный язык - это был молодой официант.
Спасибо ему. Он честно дважды направлял меня на путь истинный, хотя в первый раз я его указания выполнял неправильно и в итоге час шатался по городу.
Со второго раза до меня дошло.
Вот оно, сокровенное знание.
Надо по выходе с парома идти по улице от набережной (перпендикулярно берегу) до ВТОРОГО светофора, затем повернуть направо. Идя далее, подходим к бетонному мосту через какую-то протоку. Проходите на другую сторону, и по лестнице под мост.
Опаньки, а тут-то и спряталась остановка долмушей!
Туалет тоже есть - ищите при сходе с лестницы справа.
Слово Truva или Troy написано в третьей или четвёртой подмостовой секции прямо на бетонной опоре. Там и будет маршрутка.
Обязательно запишите расписание для определения времени завершения осмотра Трои.
Я приехал в Чанаккале в 6 с копейками утра, до 7 искал остановку, а первая маршрутка оказалась в 10 часов. Так что, если будете ехать тем же способом, сможете пару часов погулять по Чанаккале и примерно к 9-полдесятого подгребайте к остановке.
Долмуш стОит 3 лиры, едет довольно быстро с полчаса, при въезде в деревню постоянно громко сигналит. Я думаю, возвещая таким образом жителей о приходе транспорта.
Где выйти, поймёте сами - как только справа появятся лотки с сувенирами.
От них дорога до собственно Трои - примерно 10-15 минут пешком.
6. Ура.
При входе платим 10 лир.
Справа - невнятное подобие троянского коня. Уродство, какое я даже фотографировать не стал.
Если идти прямо, то начинается ТРОЯ.
!!!
Вот она!
!!!
Обычно все идут сразу направо вниз, вдоль стен - так, видимо, устроен туристский маршрут.
Сам маршрут проходит по деревянному настилу и огорожен невысокой верёвкой, так что хулиганствующие или благоговеющие могут походить непосредственно по камням Трои. Возле каждого объекта есть табличка с временнЫм отрезком, в который действовало сооружение (раскопано 12 слоёв города); картинкой, представляющей, как это должно было выглядеть раньше; и надписями на турецком, немецком и английском, описывающими объект.
Стены из каменных блоков, фундаменты домов.
Если бы не Троя, смотреть было бы скучновато. А так - класс!
Постоянно орущая турецкая молодёжь мешает толком поснимать и проникнуться.
Не пропустите обычную гравийную дорожку направо вниз - она приведёт к подземному ходу с родничком. Надпись гласит, что ход появился не позднее 1000 года до нашей эры (Гомеровское описание - об этом же времени) и что он полностью не раскопан. Ход забран решёткой и каменной кладкой с маленьким окошком.
Вообще, там, кажется, всё "полностью не раскопано"; по крайней мере, такие надписи - не редкость.
Амфитеатр (кажется, римских времён) - небольшой, метров 30 в диаметре.
Если ходить не спеша, то осмотр Трои займёт 3-4 часа. На дорожках можно собрать "настоящие камни из Трои". Некоторым такие сувениры нравятся гораздо больше продающихся поделок.
7. Все назад.
Итак, если вы записали расписание маршруток, то за 30-40 минут до времени прибытия можно идти обратно.
Взойдите на горку недалеко от начала осмотра (скорей всего, вы пошли сразу вниз, к стенам и не обратили внимание на неё) и последний раз взгляните на Трою.
По выходе к остановке долмуша можете глазеть на сувениры в ожидании. Покупать?.. Не знаю, какие-то они там некрасивые.
Можно садиться как на долмуш, идущий в ту сторону, так и в обратную. Он всё равно делает круг по деревне, и конечная остановка его всего минутах в десяти от дороги к Трое.
Далее всё - с точностью до наоборот: долмушем до Чанаккале, идём до светофора по дороге, поворот налево - и вперёд к пристани.
Обычно издалека до пристани стоит очередь автобусов.
Мои попытки обратиться непосредственно к водителю не принесли результата - из нескольких автобусов все были заполнены.
Тогда я пошёл в офис компании Truva, находящийся тут же возле паромной переправы. И там свезло - как раз один из автобусов въезжал на паром. Агент взял меня за ручку и провёл на паром, ничего не платя (компания платит за автобус).
Дальше - всё так же: поездка с остановками через каждые два часа, только из-за дня я уже видел окружающую местность.
Вода, лосьончик - то же самое.
Автобус приходит на ту же станцию в Стамбуле, откуда уезжал прошлый.
Вот и всё. Можно уложиться в сутки и обойтись без гостиниц. При желании спать можно и в автобусе. К тому же приезжаете в Стамбул вы при таком способе вечером, так что можно сразу завалиться в койку.
Удачи!