Парад садху и фестиваль Шивы в Джунагаре, штат Гуджрат.
Каждый год в конце февраля - начале марта по всей Индии проходит фестиваль «Маха-Шиваратри», посвященный Шиве - Богу-созидателю и разрушителю, одному из главных богов Индуизма. По всей стране люди молятся и приносят жертвы.
Пожалуй, самое зрелищное событие фестиваля происходит в городе Джунагадх штата Гуджрат где собираются главные почитателями и верные слуги Шивы - Бабы (или Садху) - аскеты, отшельники, отказавшиеся от всех мирских благ: от хорошей одежды, домов, всех материальных привязанностей (семьи, детей). Они побороли в себе злобу, агрессию, искушения и желания. Их жизнь посвящена только служению Шиве. У верующих людей они пользуются огромным почтением и уважением.
Обычно, они находят себе уединенное место где-нибудь в горах, в Гималаях, живут там, молятся и медитируют. Иногда к ним приходят простые люди за мудрыми наставлениями. Но на время фестиваля Бабы переезжают в Джунагар и поселяются возле храма Шивы. Прямо на улице под навесом они кладут циновки, картонки - у кого что есть, едят, сидят курят и спят там же. Каждый, пришедший к Бабе с уважением к его вере в Шиву - всегда будет желанным гостем - садху пригласит к священному костру, возле которого греется сам, угостит священным чиламом (специальная курительная трубка, популярная в Индии), чаем и даст свое благословение. Конечно, большинство индусов приходят на фестиваль уже выпившие, чтобы просто посмотреть на «фрик-шоу» - полуголого Бабу. Но есть и такие, кто приезжает из других стран специально на фестиваль, только чтобы увидеть садху и поклониться ему в ноги.
Это их праздник, и простые люди, привязанные к материальным благам, приходят к ним в гости. В эти дни - они короли, ни у кого нет права с ними спорить, отказывать им в милости, обижаться или ругать их.

Со 2 на 3 марта - новолуние, и самый пик фестиваля. В эту ночь по улице Джунагара до храма Шивы проходит парад Садху.
Дорогу перекрывают для общественного транспорта и около 3 км до основного действия надо идти пешком. По пути бесплатно раздают воду, напитки и еду, чтобы все участники и гости парада были сыты. Это говорит о большом бюджете и щедрых покровителях праздника. Тысячи индусов приезжают со всех городов, чтобы лицезреть парад. Но увидеть его вблизи удается не всем: одни наблюдают с крыш домов, другие по большому экрану на улице, третьи смирно сидят прямо на дороге вдоль шествия и не могут пошевелиться - за ними следит полиция и гоняет палками, если кто-то попытается встать и приблизиться к параду.
В параде принимают участие почитатели разных богов - Шивы, Кришны, Вишну. Они отличаются своими одеждами - кто-то в красных одеяниях, кто в оранжевых, но главными на параде считаются Бабы, что вовсе без одежды - Шиваиды. Здесь они танцуют, соревнуются в овладении боевыми искусствами, техниками випассаны - умением терпеть боль с пламенем огня на голове. Сотни садху со всей Индии приехали сюда чтобы доказать свою веру Шиве. Только сегодня их можно увидеть всех вместе, слитых в одно огромное красочное веселое празднование. Парад заканчивается омовением в стенах храма Шивы. А через пару дней садху опять разбредутся по всей Индии по своим кельям, пещерам, храмам.
В эту ночь всем официально разрешено курить ганжу и пить молочный напиток с коноплей. Никто, даже полиция не может воспротивиться этому. Любая трава или гашиш, выкуренные со 2 на 3 марта считаются знаком почитания и уважения Шиве.

Прежде, чем закурить чилам, Баба встает и произносит громко во всеуслышание: «О, Всемогущий Шива! Если кто-то подаст мне пищи, то у меня нет тарелки, чтобы есть эту пищу. Если же кто-то подаст мне воды - то у меня нет кувшина, куда налить эту воду. У меня нет ничего, но в то же время у меня есть огромная нескончаемая вера в Тебя, мой Бог! И я курю этот чилам за тебя!» И только после этого затягивается.

Философия аскетов: Баба никогда не думает о чистоте своей одежды (посадил пятно - ну и ладно). Если же он будет заботиться о том, как он выглядит, значит он думает о материальном, о красоте своего тела, что отдаляет от Бога. Мы приходим в этот мир без одежды, домов и машин, после смерти забрать это все с собой не сможем, так к чему копить? Поэтому они носят все самое простое (тряпки, простыни, любые куски тканей), либо ходят без одежды вовсе. Конечно в какой-то момент нас может шокировать вид голого человека, но по крайней мере в этой наготе есть глубокий смысл. А если человек одет, то мы смотрим на его оболочку, делаем выводы о его благосостоянии, забывая о Душе.

Почему они обмазываются пеплом? - Чтобы всегда помнить о том, что их тело бренно, и все равно скоро оно превратиться в пепел.

Почему носят кости? - Чтобы доказать Шиве, что им ничего не надо, ни украшений, ни камней драгоценных, чем обычно любят хвастать люди. Они просят Шиву дать самое плохое, что есть на свете, и они даже малым будут счастливы.

Почему отращивают длинные волосы, дреды? Длинные волосы - символ женской и мужской силы, длинная борода - символ мудрости.

Кстати, от индийского Бабы Йога и произошла наша Баба-Яга: оба худые, живут в лесу и обладают необычайной силой. Только пол разный.


Автор
Опубликовано 2011-03-07 08:39:13
Регион Индия
Тип Опыт путешествий
Статус Просто люблю путешествия

Контактная информация автора доступна только зарегистрированным пользователям.

Зарегистрироваться Авторизация



Быстрая и простая регистрация!


Зарегистрироваться

Авторизация

Поиск по базе: