ГОА
Весь январь и начало февраля 2007 года в Москве стояли морозы. Было холодно и тоскливо. Некогда радующий глаз белый снег давно почернел от автомобильной копоти и сажи. Из-за порядком поднадоевшей зимы начиналась депрессия. Появилась хандра. Весна ещё не скоро. А лето очень далеко. Хотелось как-то изменить привычный ход событий, как-то встряхнуться, оживиться, обернуться соколом и полететь.
Я навёл справки и выяснил, что в это время года хорошо отдыхать и купаться в море лишь в нескольких странах мира. Мы с женой выбрали Индию, штат Гоа. В одной из турфирм я купил двухнедельный тур, который обошёлся на двоих в 1500 долларов (авиабилеты плюс визы и проживание в трёхзвёздочном отеле с завтраком).
Наступило 17 февраля. Мы сели в самолёт и вылетели чартерным рейсом из Шереметьево. Был сильный мороз.
И вот мы в деревушке под названием Кармона, на побережье Индийского океана. Температура воды и воздуха +28. Высокая влажность. Запахи цветущих деревьев и заморских специй сливаются в единый и неповторимый аромат. Неожиданно много яркой зелени и диковинных цветов. Первое впечатление – шок. Вдруг попасть из лютой зимы в настоящее лето всего через 7 часов полёта – это волшебным образом оказаться в сказке, ставшей явью.
Считается, что в Индии 6 времён года. Не 4, как у всех, а именно 6: весна, лето, сезон дождей, осень, ранняя зима и поздняя зима. По 2 месяца. Деление это весьма условно, если говорить о южной части Индии, ибо здесь нет особых различий между весной и осенью, летом и зимой, к которым привыкли мы, европейцы. В нашем понимании тут вообще круглый год лето, с единственной разницей - либо очень жарко, либо не очень.
Климатическая адаптация произошла на удивление быстро и практически незаметно. Может быть, помогло то, что в первый день по прибытии мы приняли по 50 мл коньяка, чтобы снять стресс от контрастной перемены климата.
Каждое утро мы просыпались без будильника почему-то всегда в одно и то же время - ровно в 8 часов - и шли завтракать в отельный ресторанчик. Все две недели завтрак был абсолютно одинаковый: стаканчик какого-то сока типа грейпфрутового, чай в пакетиках или растворимый кофе, тосты из белого хлеба, масло, джем двух видов – мандариновый и сливовый. Если хочешь чего-то другого, ради разнообразия, то надо доплачивать.
Обычно после завтрака шли на пляж загорать и купаться. Людей на берегу очень мало. И это хорошо. Никто никому не мешает. Из инфраструктуры на пляже только 3 ресторанчика, если можно их так назвать. На самом деле, в каждом из них - несколько замызганных пластиковых столов с такими же стульями под крышей из пальмовых листьев и кухня-сарайчик. Готовят, правда, очень вкусно. Дары моря – всегда свежие. Особенно мне понравились креветки, жареные в масале. Масала – это общее название определённого набора специй на основе имбиря и чили. Во рту огнём горит, но приятно. Индийцы обожают масалу. У каждого повара свой рецепт её приготовления. Её добавляют не только в жареные и тушёные блюда из овощей, рыбы, мяса, но даже чай пьют с масалой. Более того, по местному телевидению я часто видел рекламу не просто чипсов, а масала-чипсов.
Пляжная полоса тянется в длину до бесконечности, а в ширину составляет метров 40-60. Нет ни единого камня – сплошной жёлтый песок. Волны небольшие, но широкие, и катятся довольно далеко на относительно ровный берег. От отеля до пляжа путь лежит через рощу кокосовых пальм. Потом идёт полоса сухого мягкого песка. Ступни ног тут полностью утопают и вязнут, что создаёт некоторые трудности при ходьбе. На этом отрезке песок под ногами хрустит, как снег на морозе. Постепенно, по мере приближения к воде, песок слегка твёрдый от влажности, ноги перестают вязнуть. Там, где сходит волна, песок становится совсем твёрдым, как асфальт. И повсюду вырыты большие и маленькие норки, среди которых изредка носятся, причём весьма резво, полупрозрачные на вид крабики. Но это обман зрения, т.к. на самом деле они под цвет песка. С наступлением темноты весь пляж превращается в тёмный шевелящийся ковер – это выползают из моря и норок тысячи крабов, в основном величиной от пятирублевой монеты до компьютерной мыши. Если неожиданно включить мощный фонарь и направить луч света вдоль берега, освещая всю эту крабовую массу, то кажется, будто перед тобой - полчища пауков. При приближении человека они мгновенно разбегаются в разные стороны или тут же прячутся, слегка закапываясь в песок. Люди их почти не замечают – и идут прямо по головам, но не причиняя при этом вреда, поскольку песок хорошо амортизирует. Когда минует опасность, крабы опять дружно выползают на свою ночную тусовку.
Буйков на пляже нет - плыви куда глаза глядят. Спасателей тоже нет. Откровенно говоря, заходить в море и купаться – страшновато. Тем более что наше место находилось в непосредственной близости от того пляжа, где несколько месяцев назад погиб один из русских туристов от удара ската. Об этой жуткой истории мы узнали из Интернета накануне поездки. Парень успел лишь по пояс зайти в воду, как почувствовал мощный удар в живот. Это он случайно наступил на ската приличных размеров, который грелся на мелководье. Кстати, различить ската, лежащего на дне, – не так-то просто, поскольку он прикрывается песком. Рана у туриста оказалась сантиметров 3-5 в диаметре. Врача ни на пляже, ни в четырёхзвёдочном отеле не оказалось, а скорая помощь приехала слишком поздно.
Помня об этом случае, мы каждый раз при заходе в воду тщательно всматривались в песчаное дно, чтобы случайно не наступить на опасную живность. Хотя однажды я все-таки умудрился наступить на средних размеров краба, за что тот незамедлительно цапнул меня клешнёй. Купались мы строжайше в масках и старались далеко не заплывать. Но ни разу не видели никаких рыб.
К 11 часам солнце начинало сильно припекать, наступала жара, и мы уходили с пляжа. На улочке недалеко от отеля располагалось несколько ресторанчиков. Почему-то только в одном из них подавали свежевыжатые соки: манго, папайя, ананасовый, арбузный, банановый, морковный, кокосовое молоко. В час дня мы шли именно в этот ресторанчик и заказывали перед обедом сразу по 2-3 разного сока, который подавался в высоких стаканах объёмом чуть ли не с пивную кружку и стоил на наши деньги 14 рублей.
Хозяйка ресторана - яркая и очаровательная красавица по имени Мишетт. Она же была и поваром, и официанткой. Необыкновенным удовольствием было делать ей заказ. Я объяснял, что и как приготовить, а она внимательно выслушивала, преданно глядя на меня своими распахнутыми чёрными глазами, и отвечала приятным певучим голосом: “Yes, Sir”, “OK, Sir”.
То ли по причине соков, то ли из-за услужливости красавицы Мишетт, то ли благодаря прекрасной кухне, но в её заведении постоянно обедали и ужинали почти одни русские, хотя им не свойственно, как, скажем, немцам или англичанам, кучковаться за границей в одном месте.
Обычно после четырёх часов дня мы опять шли купаться. В шесть часов вечера начинало темнеть, и чем темнее становилось, тем больше крабов выползало на пляж. В семь часов мы ужинали прямо на пляже, в одном из ресторанчиков, и в десять ложились спать. И тут на нас набрасывались комары.
Надо сказать, местные комары – это не то, что наши. Они иные. Во-первых, их совсем не слышно, над ухом не пищат, и кусают не так, чтобы, как обычно, резко и больно, а просто вдруг чувствуешь лёгкий зуд на коже, как если бы неожиданно зачесалось. И ладно бы, ну укусили, ну напились крови, и улетели на сутки переваривать, так нет, они сначала в одном месте укусят, потом в другом, потом в третьем. На утро замечаешь у себя на теле пунктирные следы укусов, которые, правда, не чешутся и быстро сходят. Во-вторых, наши препараты на них вообще не действуют. Из Москвы мы привезли с собой на всякий случай жидкий фумигатор, который включается в розетку. И что толку? Им это средство оказалось абсолютно по барабану! Пришлось купить в соседней лавке местные противокомарийные ароматические спирали (они называются «coils»). Это нас и спасло. Каждый раз перед сном мы зажигали одну спираль на полу рядом с кроватью, и в результате спокойно спали всю ночь, даже не закрывая дверь на балкон.
Как-то однажды, общаясь с двумя нашими девушками, которые прилетели на одном рейсе с нами, мы узнали, что завтра они собираются в соседнюю деревню, чтобы принять аюрведический массаж. Нас моментально заинтриговало незнакомое слово «аюрведический». Что же это такое? Какой тайный смысл скрывается за этими экзотическими звуками? И мы решили выяснить.
На следующий день, после утреннего купания, мы отправились пешком по бесконечному и пустынному пляжу в сторону деревни Кавелоссим. Дорога заняла около часа. На территории первого попавшегося нам по пути отеля располагался аюрведический центр. Сам я никогда прежде ни на какие массажи не ходил. Лично мне это было как-то не интересно. Поэтому решили, что сначала пойдёт жена. И потом расскажет о впечатлениях.
Шоколадный индус, представившийся доктором, показал нам брошюрку с кратким описанием различных массажей и расценками. Выбирайте, говорит, любой, на ваше усмотрение. Гала предпочла тот, который назывался «кири». И спросила у доктора:
- Мне можно этот?
- Да, - последовал короткий ответ.
- А это не опасно?
- Нет, нисколько, - улыбнулся он. – Вы будете довольны.
- Вы уверены?
- Абсолютно.
Из брошюры мы узнали, что аюрведа – древнеиндийская медицина, которой свыше 5 тысяч лет, что это целая наука о здоровом образе жизни, очищении ума и тела, оздоровлении естественным путём. До сих пор аюрведа является основной медициной в Индии. Зародилась она на юге, в штате Керала. Как правило, доктора аюрведы и массажисты – сплошь керальцы.
Через час Гала вышла из массажного кабинета. Она вся светилась от счастья:
- Я просто в шоке.
- А поподробней?
- Никогда ничего подобного я не испытывала в жизни! Но сначала давай зайдём куда-нибудь, посидим и закажем, может быть, чай, хотя и стоит невыносимая жара. Я очень хочу пить.
Поблизости от отеля располагалось несколько ресторанов. Мы выбрали первый попавшийся. Посетителей там не было. Вялый от полуденного зноя мальчик-официант принёс нам чай. Отхлебнув несколько глотков, Гала облегчённо вздохнула и продолжила рассказ:
- Массаж делала толстая тётка в сари. Я разделась, легла на огромный деревянный стол, рядом с которым на огне стояла большая сковорода, где шкварчало и булькало кипящее масло. Первым делом массажистка обмазала меня тёплым душистым маслом, растёрла все мышцы, а потом взяла такой небольшой, но увесистый матерчатый мешочек, туго набитый лекарственными травами и рисом, опустила его в кипящее масло, достала, несколько раз похлопала его о ладонь, и как стала проходиться им по всему телу, то постукивая, то поглаживая. Жуть какая-то! Я боялась, что будет ожог. Но температура масла была на грани между очень горячо и горячо. Меня лишь слегка обжигало. Было страшно, но не опасно. По мере остывания мешочка она снова макала его в сковороду, и всё повторялось. Когда же эта шоковая для меня процедура закончилась, тётка посадила меня на табуретку в паровую бочку, которая устроена таким образом, что голова остаётся снаружи, в прохладе, а всё тело находится внутри. Пар в бочку подаётся по шлангам откуда-то извне.
- И какие ощущения?
- Ты не представляешь, какое это удовольствие. Тебе обязательно надо попробовать самому.
- Значит, не зря потрачены деньги?
- Что ты! Я чувствую себя помолодевшей лет на двадцать. Посмотри, какая у меня стала гладкая и бархатистая кожа.
- Действительно, - констатировал я, проведя ладонью по её руке. - Прямо как у младенца на попке. И аромат идёт от тебя такой, будто ты только что приняла ванну с цветами роз, жасмина и орхидей.
В этот момент в ресторане появились наши знакомые девушки.
- О, какая встреча! – воскликнула Гала. – Присоединяйтесь к нам.
- Спасибо, - ответили они и присели за наш столик. – А что вы здесь делаете?
- Да вот, отдыхаем после массажа кири.
- А где делали?
- Вон в том четырёхзвёздочном отеле, - показала Гала на противоположную сторону улицы. – Это так здорово! А вы тоже после массажа?
- Да, мы как раз из аюрведического центра, который находится в паре минут ходьбы отсюда.
- И как там? Сколько чего стоит?
- Массаж там делают два человека синхронно, т.е. в четыре руки. Цена – 1100 рупий. А в отеле какие цены?
- Надо же, с нас взяли дороже - 1700 рупий. И массажистка была только одна.
Как я выяснил позже, те доктора и массажисты, кто добился права работать под крышей отеля, больше половины прибыли отдают руководству отеля, поэтому они вынуждены держать высокие цены. Вобщем, в этой сфере порядки у них там такие же суровые, как у нас.
Новая информация, полученная от наших знакомых, раззадорила наше любопытство, поэтому мы, не долго думая, тут же отправились в нужном направлении. Пройдя мимо многочисленных сувенирных лавок, кафе, телег с фруктами и палаток с тряпками, мы без труда нашли искомый центр. Рядом со входом стоял рекламный щит, где на английском, немецком и русском было написано:
«Аюрведический центр. Лечение бессонницы, суставов, ревматизма, артрита, ожирения, паралича, спондилита, гастрита, головных болей, кожных и невралгических заболеваний, болезней почек, печени и других внутренних органов. Терапевтический и омолаживающий массаж. Йога и медитация. Коррекция кармы. Снятие порчи и сглаза».
Последние два предложения нас насторожили: уж больно это смахивало на отечественных мошенников-знахарей. Мы зашли. В небольшой комнатке-приёмной на первом этаже нас встретила русская дама лет 40, маленького роста, плотного телосложения и с огромной грудью. Она усадила нас перед собой и доброжелательно сказала:
- Здравствуйте, меня зовут Тара. Что вас привело к нам?
- Вообще-то мы хотели бы массаж, - осторожно ответил я, - но как-то странно и непонятно нам: у вас там написано «коррекция кармы и снятие сглаза». Насколько мы знаем, карма – это закон причинно-следственных связей, который действует неотвратимо, и никто, даже боги, не в силах изменить результат действий. А про сглаз – это у вас что, знахарство и колдовство?
Дама внимательно выслушала вопрос, изучающе посмотрела на нас, чтобы, видимо, понять, в каком русле вести с нами беседу, и мягким голосом заметила:
- Ну что вы. Наш доктор окончил аюрведический институт в Керале, да и йогой занимается с детских лет. Он руками обследует пациентов, ставит диагноз и потом проводит энергетическую чистку всего организма. Некоторым это помогает, в смысле - улучшает карму. Да вы сами можете его спросить, он сейчас спустится.
Действительно, через пару минут появился молодой человек 29 лет, с гладкой кожей шоколадного цвета, в белой рубашке с длинными рукавами и белых штанах, стройный, спинка ровная, как натянутая струна, глаза большие и умные, походка полна достоинства и благородства, словом, - красавец. Он представился доктором Джи. Я повторил ему вопрос насчёт коррекции кармы. Его ответ показался нам туманным, неопределённым и многословным. Более того, половину из сказанного совсем невозможно было разобрать, поскольку его английский язык в малайаламском исполнении (малайалам – официальный язык в штате Керала) довольно трудно поддавался идентификации с общепринятыми стандартами. Это потом, когда мы уже несколько раз пообщались, я стал лучше его понимать. Как я заметил, в Индии мало кто из местных жителей хорошо говорит на чистом английском, обычно это на уровне, в лучшем случае, «муя твой панымат». Так что доктор, в этом смысле, говорил ещё на приличном английском.
Выслушав его пространный ответ о кармических связях и мало что уяснив, я не стал углублять тему. Не за тем мы пришли. Тара объяснила ему цель нашего прихода. Её английский, пополам перемешанный с русским, шокировал меня ещё больше. Для неё вообще не существовало никаких грамматических правил, а о произношении лучше умолчать. Самое интересное, что они с доктором, который по-русски знал лишь несколько слов, в целом прекрасно понимали друг друга. Правда, иногда Тару заносило: когда она в какой-то момент не могла понять доктора, её перевод носил абсолютно вольный характер, сообразно её фантазиям.
В итоге общение происходило таким образом: я задавал вопросы по-английски и иногда отвечал доктору, Джи говорил на английском, Тара переводила его ответы на русский, а также вопросы Галы с русского, поскольку Гала английским не владела. Суть разговора привожу ниже.
- Есть ли у вас какие-нибудь заболевания? – спросил Джи.
- У меня всё нормально, - ответил я, - ничего не беспокоит. Одна проблема только: на руках, ногах и кое-где на спине какое-то кожное заболевание. То ли это бляшечная экзема, то ли псориаз, то ли ещё что-то в этом роде. Я даже не знаю, показан ли мне массаж.
- Не беспокойтесь, при таких кожных заболеваниях массаж не только можно, но и нужно делать. Это полезно. Покажите ваши болячки, - доктор вышел из-за стола и сел рядом. Я приподнял ногу, он внимательно посмотрел, потрогал пальцем и продолжил: - Они чешутся?
- Когда как. Если не трогать их, то не беспокоят. Но обычно чешутся, кожа шелушится.
- Как давно это у вас?
- Началось в 20 лет, когда из армии вернулся. Так что уже 30 лет, можно сказать, страдаю. Всякие средства лечения испробовал: и сероводородные ванны, и мази всякие разные, и уколы специальные, и народные средства. Ничего не помогло. Болезнь то обостряется, особенно под зиму и по весне, то затихает к лету. А на море за пару недель почти совсем проходит.
- Хорошо. После массажей я дам вам аюрведическую мазь – будете в Москве мазать, - сказал он и обратился к Гале: - А у вас что?
- У меня болит поясница. И боль в правой ягодице – аж в ногу отдает. Седалищный нерв, наверно. Я как будто сломлена пополам. Верхняя часть тела нормально себя чувствует, а нижняя – проблема. Такая вот психосоматика. Но ничего сделать не могу. Болит. Других жалоб нет.
- Я обследую вас после массажа. Проверю энергетику. Посмотрим, что можно сделать. Вы хотите только массаж?
- Да.
- Сколько?
- Мы не знаем. А сколько надо?
- Оптимально от 5 до 10.
- Тогда по 5 на каждого.
- Хорошо. Когда хотите начать?
- Наверно, завтра, - ответила Гала. - Сегодня мне уже сделали кири в отеле. Мы только что оттуда.
- Как? Сразу кири? Без подготовки? Это ужасно. Вы себя как сейчас чувствуете?
- Отлично.
- Кири считается тяжёлой процедурой. Прежде чем к нему приступать, надо три дня подряд делать расслабляющий массаж, чтобы размягчить тело и подготовить мышцы. Опасно начинать сразу с кири.
- А нам сказали, что не опасно. Значит, обманули. Эх!
- Ладно. Приходите завтра в 12. Устроит?
- Конечно.
Далее доктор записал наши фамилии, дату, время и место рождения. Сказал, что сверит кое-что по гороскопу. Ещё раз напомнил, что завтра проверит нашу энергетическую систему для более точного диагноза.
На следующий день мы пришли в назначенный час. Четверо молодых индусов отвели нас на второй этаж в большую комнату, разделённую ширмой на две части, в каждой из которой стояло по массажному столу. Я разделся, один из индусов повязал мне на бёдра одноразовый марлевый треугольник и помог лечь животом на стол. Я закрыл глаза и расслабился. И тут услышал спокойную, убаюкивающую музыку, под которую дуэт из мужского и женского голосов протяжно пели индусские мантры. Это музыкальное сопровождение длилось без перерыва в течение всего массажа.
Через пару минут слушания мантр наступило лёгкое трансовое состояние, когда душа готова была уже оторваться от тела и улететь в дали небесные. Но не успела, т.к. я почувствовал, что в изголовье у меня кто-то стоит и что-то шепчет. Чуть приподняв веки, я заметил перед собой индуса, произносящего мантры, который держал травяное масло в правой ладони, прикрытой сверху другой ладонью. По-видимому, так он настраивался на массаж. Через минуту он стал лёгкими и нежными движениями втирать масло в голову. Затем другой массажист начал пальцами массировать некоторые точки на моих ступнях. После этого они синхронно приступили к поэтапному растиранию ног, бёдер, туловища, плеч и рук, особо останавливаясь на мышцах коленок, рёбер, позвоночника и шейных позвонков. По промасленному телу руки их приятно скользили, сменяя одни движения на другие. Ладони у них горячие, как пирожки из духовки, и нежные, как крылья бабочки.
Спустя полчаса они перевернули меня, скользкого, как рыбу, на спину, и я испытал блаженство ещё раз. Кроме поглаживания, растягивания, растирания, протрясывания, постукивания разными частями ладони, они также тщательно надавливали на определённые точки по всему телу, дергали за каждый палец ног и рук, массировали даже пупок.
Закончив с телом, один из них вышел, а другой, помассировав нескольку минут голову, плотно засунул свои указательные пальцы мне в уши, выдержал паузу и резко их выдернул. Для меня это было не просто «чпок!», а прямо как взрыв изнутри, у меня от неожиданности аж глаза чуть не выскочили из орбит. Странно, но приятно.
Массаж лица длился всего минут 5-7, но мне они показались вечностью. Так меня не ласкала даже мать родная в детстве. Ощущение счастья постепенно переросло в сонливое состояние, и я задремал, не заметив, как массаж завершился, и я остался один, никем и ничем не тревожимый. Сквозь дремоту я периодически слышал свой храп, который мне приходилось подавлять усилием воли.
В какое-то мгновение мне показалось, что кто-то приблизился ко мне, постоял рядом и затем растворился в воздухе. Как потом выяснилось, это, на самом деле, был доктор, который сканировал нас руками. Гала тоже его чувствовала, но по-своему: сначала она заметила какую-то тень, которая наклонилась над ней и замерла на некоторое время, а потом у неё возникло ощущение, будто во лбу появилась огромная дыра.
Очнулся я от прикосновения чьих-то пальцев и неоднократного обращения шёпотом: «сэр!», «сэр!». Открыл глаза. Массажисты знаками показывают, что процедуре конец, пора на выход. Я встал, они обтёрли меня полотенцем и повели в другую комнату, где посадили в паровую бочку. Передо мной оказалось большое окно задней части здания с панорамным видом: туманно-голубое небо, кокосовые пальмы, на ветвях которых скачут и каркают вороны, на проводах сидят цветастые неведомые птицы и странно поют о чём-то неведомом, на замусоренном дворике чинно вышагивают тощие куры на длинных ногах, а чёрная корова жуёт старые газеты. Находясь словно в прострации, я удивлённо смотрел на всё это, а струйки пота, приятно щекоча, стекали по телу и лицу. Услужливый индус заботливо промокал салфеткой капли, попавшие мне в глаза, и по-детски улыбался. Мы перекинулись несколькими фразами. Я узнал, что наши массажисты – из Кералы, неженатые, без вредных привычек, вегетарианцы, набожные, да ещё воздерживающиеся от половых связей на сезон, когда они нанимаются делать массажи иностранцам. Говорят, такой образ жизни для тех, кто лечит, предписан аюрведой. Простые ребята, исполнительные, очень строго следуют правилам. И руки у них золотые.
После парилки я принял душ. Масло отмывалось плохо, да его и невозможно было полностью смыть.
Внизу мы снова встретились все вместе. Доктор спросил у Галы:
- Вы, наверное, раньше занимались какими-то практиками?
- Да, - поразилась она тому, что её считали, как открытую книгу. Ведь она никому здесь не говорила и даже не намекала, что по профессии она психолог. - А откуда вы знаете?
- У вас очень сильная энергетика. Это не просто так.
- Что-то я не совсем поняла. Вы имеете в виду мужа?
- Нет-нет, именно вас.
До своего отеля мы доехали на рикше. Я спросил водителя, может ли он завтра заехать за нами, чтобы отвезти на массаж. Тот кивнул на кучку косо на нас смотрящих таксистов, которые круглые сутки дежурили у въезда в отель, и намекнул, что не хочет приключений. Понятное дело, и здесь таксистская мафия.
Прикинув, что такси обойдётся в 350 рупий (210 рублей) ежедневно, а аренда мотороллера в 200 рупий (120 рублей) в сутки плюс свобода передвижений и независимость, я выбрал последнее. Конечно, очень опасно ездить по индийским дорогам с её ухабами, но если двигаться без спешки, сигналить на каждом повороте и перед каждым прохожим на обочине, то велика вероятность доехать до пункта назначения целым и невредимым. Кстати, в Кармоне и Кавелоссиме нет ни одной бензоколонки. Где-то по дороге между этими деревнями среди придорожных хибар и сараев стоит одна торговая лавка, владелец которой продаёт бензин из обычной бочки всем местным мотоциклистам. И делает это, похоже, полуподпольно, поскольку нигде нет никаких рекламных надписей или хотя бы элементарной информационной таблички, что здесь можно заправиться. Я сам узнал о такой заправке лишь от парня, который сдал мне в аренду мотороллер.
ГОКАРНА
После завершения массажного цикла Джи пригласил нас присоединиться к нему с Тарой в их двухдневном паломничестве в прибрежный город Гокарну, что в соседнем штате Карнаттака. Для индусов в этом году 25 февраля - начало священного праздника «Махашиваратри» (в переводе означает «Великая ночь Шивы»): считается, что бог Шива спит только один раз в году, т.е. по лунному календарю нынче это будет в ночь с 26 на 27 февраля. В это время тысячи паломников со всей Индии стекаются в Гокарну, где находится один из древнейших храмов Шивы, чтобы помолиться и прикоснуться к уникальному каменному лингаму.
В буквальном переводе с санскрита лингам – это «знак пола», обозначающий мужской детородный орган, а в широком смысле - фаллический символ порождающей и творческой божественной силы Шивы, одного из трёх главных богов индуистского пантеона (наряду с Брамой и Вишну), созидателя и разрушителя одновременно. Индусы в храмах поклоняются богу в виде каменного лингама, который обычно располагается на йони, т.е. женском символе.
Мы засомневались – ехать или нет. Всё-таки хотелось плавать и загорать. Но соблазнились, когда доктор сказал, что по прибытии на место мы пойдём на Ом Бич медитировать.
- Что за Ом Бич? – спросил я, поражённый неожиданным сочетанием двух таких разных слов. - Это некий особый пляж, специально предназначенный для медитаций?
- В каком-то смысле да. Там особая энергетика, поэтому хорошо медитировать, - ответил Джи с серьёзным выражением.
- А почему он так называется?
- Да просто потому, что имеет форму знака Ом.
Нас всё это настолько заинтриговало, что мы без колебаний согласились ехать с доктором. В воображении рисовалась фантастическая картина: на жёлтом песке океанского побережья безмолвно сидят тысячи голых йогов и созерцают Бесконечное.
И вот наступило 25 февраля. С утра мы искупались, позагорали, потом пообедали и поехали в Кавелоссим. Сели в джип, арендованный доктором, и за 3 часа добрались до Гокарны. Красивая деревня, хотя и называется городом. Располагается на редкой красоты полуострове.
Выйдя из машины, мы сразу поспешили на Ом Бич, чтобы успеть до заката снять гостиничный номер. По крутой тропинке спустились на пляж. Живописное, конечно, место: небольшая бухта длиной около километра, чистый песчаный пляж шириной метров 50, лес пальм, среди которых разбросаны тихие ресторанчики с прилегающими к ним, как мы быстро выяснили, номерами без удобств. Местами чёрные скальные камни стоят на стыке воды и суши. Воздух перенасыщен влагой, однако ощущения вполне комфортные. Людей не очень много. Но все европейцы. Практически одна молодежь. Публика в ресторанчиках нас поразила и вместе с тем насторожила: музыки почти нигде нет, все сидят какие-то притихшие, спокойные, пьют только безалкогольные напитки, разговаривают друг с другом вполголоса. Впечатление такое, что здесь они обрели то, что так долго искали, как будто они рядом с нирваной. До нас не сразу дошло, что это просто-напросто хиппи и наркоманы всех мастей, стилей и направлений. Просто в этой точке мира у них тусовка. А мы, наивные, полагали, что на Ом Бич день и ночь сидят серьёзные люди в позе лотоса и сосредоточенно сливаются с природой. Да, сливаются, и ещё как – и с природой, и с космосом, и с богом, и вообще со всем, что нарисует их распалённая кайфом фантазия.
За полчаса до заката, не найдя подходящих номеров, доктор привёл нас на чёрные скалистые камни, образующие как бы небольшой полуостровок. Кое-где на возвышенностях прыгали и каркали вороны, но, завидев нас в опасной для себя близости, улетели. В одной из расселин две костлявые чёрные коровы мирно жевали что-то бумажное, оставленное туристами, и ни на что не обращали внимания, даже на то, что на их спинах восседали вороны. Рядом хлестали и брызгали океанские волны. Под ногами ползали крабы.
- Сейчас будем медитировать, - сказал Джи после того, как мы остановились и положили свои вещи.
- А мы с Галой не умеем, - заявил я. – Как это делается? И что такое медитация?
- Это просто. Сейчас научу. Медитация – это расслабление. Для начала займите удобные, на ваш взгляд, места. Поскольку камни здесь такие острые, что можно порезаться, примите любое удобное и безопасное положение сидя или лёжа, как вам понравится. Но лицом обязательно к солнцу.
Тара просто села, скрестив ноги, Гала легла на спину и слегка на правый бок, а я приспособился полулёжа и спросил:
- Сколько это будет длиться?
- До полного заката солнца. Теперь расслабьтесь. Закройте глаза. Расслабьте всё ваше тело. Начните с левой ноги. Ваша левая нога расслаблена. Ваша правая нога расслаблена. Расслабьте мышцы живота и спины. Расслабьте левую руку, теперь правую. Расслабьте шею и мышцы лица. Всё ваше тело полностью расслаблено. Не думайте о прошлом, не думайте о будущем. Самое главное – это то, что происходит с вами здесь и сейчас. Слушайте шум волн. Представьте, что ничего другого не существует. Пусть ваш разум полностью успокоится.
Это был наш первый опыт медитации под руководством настоящего индуса. Медитация на камнях. На закате. Когда солнце село и наступили сумерки, мы очнулись. Я посмотрел на Галу – она сидела и счастливо улыбалась, глаза её светились давно забытой детской радостью.
- Представляешь, - удивилась она, - когда я открыла глаза, то увидела ту же самую картинку неба, которая всё время представлялась мне в воображении, пока я была в релаксе с закрытыми глазами. Точь-в-точь. Один к одному. Это так странно.
Окончив медитацию, мы поднялись по тропинке на дорогу, сели обратно в джип и поехали в городок искать ночлег.
Стемнело быстро. Местные гостиницы были переполнены, так что мы с трудом нашли один свободный и просторный номер. На всех. Доктор включил в розетку металлическую коробочку, которая непрерывно воспроизводила запись мантры «Ом нама Шивай». Мужской голос монотонно пел мантру и воздействовал гипнотически. Легко можно было войти в транс. Голос проникал глубоко в душу. Завораживал. После каждого заключительного слова «Шивай» раздавался короткий звук струнного инструмента, что-то типа «блум-м-м». Получалось так: «О-ом нама Шива-а-а-й». Блум-м-м. «О-ом нама Шива-а-а-й». Блум-м-м. «О-ом нама Шива-а-а-й». Блум-м-м. И так далее. Магнитофон работал не только всю ночь, но и весь следующий день и снова ночь. С тех пор та мантра навсегда впечаталась в клетки наших мозгов.
В десять вечера Джи, Тара, Гала и я спустились из номера в кафе на первом этаже. Слегка перекусили. Попили чайку. Разговорились. Перешли на «ты».
- Как ты определяешь болезнь человека?- спросил Джи, глядя на Галу.
- Прежде всего, через его слова, через беседу. Бывает, использую и рисуночные тесты, - ответила она. – А ты?
- А я определяю сразу, один раз взглянув на человека.
- Это как?
- Хочешь, научу?
- Хочу. Но как ты потом лечишь их, например, фобии, паники, сердце?
- Энергетически.
- То есть, пациент не осознает причину своего недуга?
- Это зависит от него самого.
- А вот как-то ты сказал, что у меня сильная энергетика. Что ты имел в виду?
- Ты - бриллиант, который испачкан в грязи. И надо постараться, чтобы отмыть его, – тогда он засияет мощным светом.
С этими словами доктор поднялся из-за стола, давая понять, что ужин окончен и пора идти спать, и добавил:
- Завтра у индусов пост весь день. Есть нельзя будет до полуночи. Если хотите, можете присоединиться. А если трудно, то не беда, в любом кафе вас накормят.
- А как лучше?
- Лучше не есть.
- Ладно, согласны на пост. Подумаешь, один день без еды. Зато как все.
В 5.30 утра, ещё затемно, мы вышли из отеля и направились в сторону храма. Городские улицы пустынны, всё закрыто, на дороге спят коровы, а рядом с лавками-сараями то здесь, то там на земле, ящиках и столах, ничем не укрытые, смачно храпят продавцы и нищие.
Минут 15 мы шли по широкой улице, которая постепенно сужалась и расходилась на несколько кривых узких улочек и проходов, пока вдруг не наткнулись на одиноко стоящего полицейского. На наш вопрос, правильно ли мы идём к храму, он кивнул и жестом показал нам в узкий переулок. Там мы увидели живую очередь в храм Ганеши,. Мы стали искать конец очереди, в которой люди стояли строго затылок-в-затылок, для чего нам пришлось долго петлять по переулкам. Спустя полчаса мы вдруг оказались на площади, где большую часть занимал огромный пруд для ритуальных омовений прямоугольной формы с берегом, отделанным гранитом в виде ступенек. Здесь-то мы наконец нашли крайнего. За нами довольно быстро становились вновь приходящие, сплошь индусы. Среди паломников иностранцев, кроме нас, не было. И чем ближе подходила очередь к храму, тем больше я наблюдал наглые попытки некоторых пожилых индианок втиснуться в колонну со стороны, хотя рядом дежурили полицейские в форменной одежде и следили за порядком.
Встретив рассвет под открытым небом и отстояв 4 часа в очереди, мы, наконец, зашли в храм, предварительно оставив обувь на улице у входа, и совершили подношение из купленных заранее на улице за несколько рупий цветочков с листиками каменному идолу Ганеши. На выходе один из брахманов дал мне целлофановый пакетик, внутри которого было запечатано 4 предмета: фотография идола, пуджа (красный порошок для нанесения точки между бровями), белый порошок для проведения полос на лбу и плечах, прасада в виде освященного тростникового сахара. На вопрос, зачем мне это надо, священнослужитель сказал, что для очищения и прощения грехов.
Кто такой Ганеша? Это – сын бога Шивы. Он также известен под другим именем – Ганапати. По преданиям, как-то раз Шива отправился на охоту, а его жена Парвати осталась дома и решила принять ванну. Из катышей своей кожи она слепила куклу в виде ребёнка, оживила его и поставила охранять вход, строго наказав никого не впускать. Когда Шива вернулся и захотел войти в дом, сын его не пропустил. В гневе Шива отрубил ему голову. Опечалилась Парвати и рассказала мужу, какую ужасную вещь он совершил. Чтобы её утешить и исправить свою ошибку, Шива бросился искать голову сына, но не нашёл. Тогда он пообещал приставить к его туловищу голову первого живого существа, которое пройдёт мимо. Таким существом оказался слонёнок. С тех пор Ганеша изображается в виде слона или человека со слоновьей головой, огромным животом, двумя, четырьмя или шестью руками. Он почитается богом мудрости и устранителем препятствий, к нему обращаются за помощью всякий раз, когда начинают или задумывают важное дело.
Неподалёку располагался храм Шивы. Согласно легендам, в давние времена демон по имени Равана предавался подвигу тысячи лет. Его усилия оценил Шива, покровитель йогов. Он явился перед ним и предложил любой дар, какой тот пожелает. Равана попросил самопроявленный лингам из чёрного камня, чтобы постоянно помнить о Шиве и поклоняться ему. Получив желанный дар, демон хранил его на острове Ланки (ныне Шри Ланка). Как-то раз Равана похитил Ситу, жену Рамы, главного героя эпоса «Рамаяна». Рама, будучи живым воплощением бога Вишну, убивает в поединке этого демона и освобождает свою любимую жену, а тот самый лингам он забрал и поместил в Гокарне, в месте, где ныне стоит храм Шивы.
Именно в этот храм мы и зашли. Заняли очередь, которая змейкой в несколько колец тянулась по всему периметру внешнего двора. И здесь перед нами нагло втиснулась в очередь пожилая индианка. Мы её и отталкивали, и увещевали, и взывали к совести, и хлопали её по плечу, но она стоически нас игнорировала, стояла крепко, как танк. Что дел