24 декабря 2008 года, я в компании моих друзей, Вадика и Иры, прилетел в укрытый смогом Мумбай в 6.00 утра, причем это был канун католического рождества соответственно из-за наплыва европейских туристов на рождественские каникулы, билетов на поезда и самолеты, следующие в Гоа, с выездом в этот же день не было. Были варианты общего вагона или автобуса, но мы их отмели из-за недостаточного на наш взгляд комфорта передвижения. Надо добавить, что летел я с друзьями, с которыми до начала нашего путешествия, несколько месяцев не виделся, соответственно в полете была выпита не одна бутылка виски «за встречу». За шесть с лишним часов полета наша компания превратилась в легкую добычу для мумбайских деляг, да и наши бледные, уставшие от полета лица, несомненно, привлекали их алчное внимание.
Ещё в аэропорту при получении багажа, мы пытались трезво оценить наши шансы на дальнейшее перемещение в сторону бескрайних гоанских пляжей и голубого океана, но из-за усталости решение этого вопроса было довольно туманным и неопределенным. Решение пришло само собой, когда при выходе из аэропорта, нас встретил очень обходительный тучный индус, называвший себя не иначе как «Главный Такси Менеджер», и предложил нам комфортное перемещение в Гоа на такси.
После его обещания доставить нас на север Гоа за 8 часов и всего за 450 долларов, мы, следуя древним индийским традициям, начали играть с ним национальную индийскую игру – «ТОРГОВЛЯ!». Должен сказать, что со мной в компании был мой друг Вадик Либерман, а он в этой «игре» профессионал, поэтому по результатам торгов, цена на поездку была снижена до 200 долларов, после чего мы ударили по рукам. Я часто путешествую на машине, поэтому оценивая расстояние от Мумбая до Гоа, поездка длительностью в 8 часов мне представлялась вполне реальным предприятием, да и возможность в течение нескольких часов любоваться экзотической страной из окна автомобиля и оказаться на пляже с пина коладой в руке уже сегодня до захода солнца была довольно заманчивой. Мысли в наших головах на миг прояснились, и мы с энтузиазмом отправились на стоянку грузить наши вещи в такси. Машина оказалась маленьким микроавтобусом, в котором помимо водителя с комфортом разместился весь наш багаж и мы втроем. Полностью расплатившись с «менеджером» и убедившись, что наш водитель понимает, куда нас надо отвезти, мы купили напитки в дорогу и в предвкушении начала чудного экзотического путешествия тронулись в путь.
Местное время 7.00 утра.
Через полчаса комфортабельной поездки нас привезли на стоянку такси где-то на окраине Мумбая, где водитель объяснил нам, что его микроавтобус курсирует только по городу, а в Гоа нас отвезет другая машина. Другая машина оказалась крошечным двухцилиндровым хэчбеком индийского производства, куда даже не поместились наши чемоданы, поэтому большая часть багажа была небрежно примотана веревками к его крыше. К сожалению наша усталость от полета сделала свое дело и у нас совершенно не осталось сил на споры с местным электоратом, поэтому внимательно осмотрев предложенное транспортное и убедившись, что в нем есть по крайней мере три посадочных места (одно спереди и два сзади) помимо места водителя, мы с трудом размесившись и примотав покрепче к крыше наши чемоданы, тронулись в дальнейший путь с мыслью о том, что 7-8 часов можно и потерпеть. Энтузиазм и радость от предстоящего отпуска на райских пляжах Гоа нас не покидали.
Прошло ещё около получаса как мы остановились возле какого-то местного бара и наш новый водитель на очень плохом английском нам объяснил, что дорога дальняя, и он должен взять с собой водителя – сменщика, чтобы доехать быстрее и безопаснее. В этот момент сил на споры и возражения ни у меня, ни у моих друзей уже совершенно не осталось. К тому же аргументы водителя и осознание того, что заплаченные «менеджеру» деньги за поездку мы уже не вернем, заставили меня пересесть на заднее сидение двухцилиндровой иномарки. И только после того как мы с трудом втиснулись втроем на заднее сидение микро-такси, до нас с друзьями стало доходить, на что мы себя обрекли. Надо сказать, что в этот момент я понял, как мне повезло с друзьями. Вышеупомянутые Вадик и его жена Ира по своей природе очень стройные люди, не имеющие в своих телах ни грамма лишнего веса, поэтому вдвоем они занимали места не больше, чем мне требовалось одному, будь они хоть на размер больше, наша поездка превратилась бы в пытку. В тесноте, но не в обиде, мы ведомые двумя, почти не говорящими по-английски индусами, засыпая от нахлынувшего изнеможения, рванули в сторону сказочного побережья северного Гоа, энтузиазм нас по-прежнему не покидал. Хотя слово «рванули» вряд ли здесь уместно, нас не обгоняли лишь повозки запряженные мулами и редкие велосипедисты, все остальные транспортные средства, обходя нас, с легкостью скрывались за горизонтом, нас это уже не волновало, изнемогая от усталости, в неестественных для нормального человека позах мы засыпали.
В течении последующих 2-3 часов поездки я периодически просыпался и поглядывал на спидометр нашего рыдвана, ничего утешительного для себя я там не видел. Даже школьнику понятно, что если наша скорость практически не превышает 40 км/ч, то расстояние в 600 км до Гоа за 8 часов мы никак не покроем. Своими соображениями я ни с кем не делился, дабы не нарушать здоровый сон и спокойствие Либерманов, надеялся я только на то, что мы вот-вот выйдем на автобан, и полетим, но автобана все не было и не было. Не уверен, что они вообще в Индии есть, но ведь в этом и заключается очарование экзотической страны.
Первая остановка состоялась часа через 3-4 после начала нашего трипа. Мы остановились вовсе не потому, что этого захотел я или мои друзья, просто один из наших водителей проголодался, а второму приспичило срочно побриться в придорожной цирюльне. Остановка оказалась как нельзя, кстати, нам давно уже пора было размять наши затекшие конечности, да и подкрепиться уже было пора, самое время для легкого завтрака. В придорожное кафе, где мы остановились, судя по всему редко заходили белые гости, местные на нас там смотрели, как жители Москвы смотрели на африканцев во время проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года, мы там явно были большой экзотикой. И это неудивительно. Уверен, что ни один европеец, находящийся в трезвом рассудке и не на грани голодной смерти туда не зайдет и тем более не сделает заказ. Но это не про нас. Почувствовав пряный запах индийских придорожных деликатесов, мы, долго не раздумывая, заняли стол в центре заведения, и смело сделали заказ. Еда была удивительно вкусной, но только есть пришлось руками, они в любом случае были чище поданных нам приборов. Расстройства желудка мы не боялись, так как у нас была с собой аптечка размером с небольшой чемодан и несколько литров отменного скотча.
Следующие несколько часов поездки были намного приятнее, нам уже, наконец, удалось покинуть бескрайние и мало живописные пригороды Мумбая, и картинка за окном наконец приобрела черты той Индии, о которой мы читаем в рекламных брошюрах. Ярко зеленые рисовые поля сменялись нетронутыми джунглями, навстречу шли разрисованные слоны, стаи диких обезьян иногда перебегали нам дорогу. Только дорога так и не превратилась в автобан, она по-прежнему была узкой и довольно раздолбанной, что не позволяло ехать быстрее 50 км/ч. Но мы были сыты, нам удалось немного отдохнуть, да и к тесноте машины мы уже привыкли. Сидя сзади, крепко зажатые комфортом индийского лимузина, попивали прохладительные напитки, оптимизм и энтузиазм нас не покидал.
Надо сказать, что наши водители видимо очень гордились тем, что едут в Гоа, они сообщали это в восторженной манере всем, кто встречался нам на пути – лавочникам, официантам в кафе, водителям, обгоняющих нас автобусов, погонщикам слонов и т.д.
Вообще ребята были довольно общительные, поэтому наши короткие остановки обычно растягивались, жаль, только нам языковой барьер не давал насладиться общением с ними в полной мере.
На очередной остановке нас догнал джип с ребятами из Питера, которые также последовали нашему примеру и взяли такси из аэропорта до Гоа. Они с ужасом смотрели на нас через окно закусочной, где мы не страшась расстройства желудка обедали в индийской манере, сильно не заморачиваясь о том что на самом деле лежит у нас на тарелках. Зайти внутрь они так и не решились, закусывали на улице Сникерсами и минералкой, в то время как мы наслаждались неподдельной экзотикой. Я им сопереживал – оптимизма в их компании явно не хватало. Питерские очень спешили, поэтому ехали почти без остановок и постоянно подгоняли своего водилу. Их шофер, приятный пожилой индус, старался им угодить, пока не познакомился с нашими водителями. С того момента на каждой остановке все наши водилы всегда подолгу между собой общались, поэтому и наша средняя скорость продвижения по стране сильно уменьшилась.
Через 6-7 часов после начала нашего автопробега по стране, я спросил одного из наших водил, сколько осталось ещё ехать. Он ответил, не моргнув глазом, что через 8 часов мы будем на месте. Я переспросил его ещё несколько раз, надеясь на его плохой английский, но ответ был один и тот же. Мечта о пина коладе в теплых лучах заходящего гоанского солнца в этот момент растворилась, хотя в глубине души я все-таки надеялся, что доедем мы быстрее. Оптимизм нас не покидал, во всяком случае, думали мы, это будет самое длинное путешествие на такси в нашей жизни.
Прошло ещё 6 часов поездки, только что зашло солнце, и мы гнали по узкому, разбитому и совершенно не освещенному горному серпантину. На нем с трудом разъезжались две машины, поэтому, летящие навстречу грузовики и автобусы, представляли, на мой взгляд, реальную опасность. Несмотря на это, наши чудные водилы спокойно попивали за рулем крепленое пиво и жевали какую-то местную траву, подпевая звездам индийской эстрады, хрипящим из старенькой автомагнитолы. Ужас! =))))
Я был несказанно рад нашей следующей остановке. Остановились мы в горах возле маленького храма, где наши водители долго и усердно молились каким-то своим индусским богам. В этот раз мы их не торопили, мы надеялись, что боги услышат их молитвы, ведь дорога нам уже совсем не казалось безопасной. По моим подсчетам нам оставалась ехать не более двух часов. Я сильно ошибся! По подсчетам водил, нам оставалось пять. Своей странной арифметикой они нас не удивили, главное, думали мы, чтобы эти пять часов не растянулись в десять, да и вообще доехать до пункта назначения когда-нибудь было бы уже неплохо.
С наступлением темноты, ближе к ночи машин на дороге сильно поубавилось, порой казалось, что мы вообще одни куда-то едем. Чужая страна, узкая дорога, то горы, то джунгли и никого вокруг, даже маленькие деревушки попадались крайне редко. Жутковатое ощущение. Так прошли следующие часа четыре нашей поездки.
Ближе к полуночи мы наконец подъехали к границе штата Гоа и до окончания путешествия, как мы думали, оставалось около получаса, настроение наше поднялось, близость цели сильно возбуждала. Но в этот момент машина остановилась, и наши водилы стали нам объяснять, что на границе необходимо заплатить какой-то налог, по 400 рупий с человека. Сказали, чтобы деньги мы отдали им, а они на границе сами разберутся. Честно говоря, за все время поездки эти медлительные и безответственные черти нас изрядно достали, да и трудности перевода сделали свое дело, поэтому водилы были посланы. Им жесткой форме было сказано, чтобы рулили вперед, а если надо будет платить, то мы сами заплатим и вообще ни про какой налог мы не знаем. Мы тронулись вперед, один из водил сильно ругался, явно нервничал и постоянно куда-то названивал. Через 10-15 минут нашу машину на раздолбанном блокпосту окружили несколько автоматчиков, больше похожие на горных разбойников, чем на регулярную армию или полицию, так как формы ни на ком из них не было. В этот момент мы поняли, о чем нам пытались сказать водилы.
Дело в том, что после недавних террористических актов в Мумбае и угрозы террора в Гоа, в 23.00 там наступает комендантский час и на всех дорогах выставляются дополнительные блокпосты. Блокпосты выставляются не только на границах между штатами, но и на границах между небольшими провинциями. Очень сложно проехать иностранцу через блокпост ничего не заплатив, поэтому зачастую первое слово на местном языке, которое мы запоминаем – это слово «бакшиш» (взятка |словарь Даля|), туристы для местной полиции и военных основной источник дохода, даже если все в порядке, они всегда найдут повод к чему-то придраться, к тому же во время комендантского часа и угрозы терроризма они наделены дополнительными полномочиями. Надо сказать, что «все в порядке» у нас не было, у нас был полный багажник контрабанды. Под контрабандой «горные разбойники» подразумевали несколько блоков незаконно ввезенных сигарет, небольшой чемоданчик с лекарствами неизвестного «разбойникам» происхождения, и конечно же несколько литров лучших французских коньяков и отменного скотча. Шмонали нас в довольно грубой и бесцеремонной форме, для острастки у нас сразу же забрали паспорта и чуть ли ни не мушку взяли. Надо отдать должное моим друзьям, никто из нас не потерял самообладания, несмотря на то, что даже наши водилы были сильно напуганы. Вадик Либерман сразу понял, что к чему, и незамедлительно включился в «национальную индийскую игру» (ему там нет равных) – начал торговаться со ста рупий за всех, медленно приподнимая планку. Поскольку шмон велся в четыре руки я только и успевал следить, чтобы «разбойники» чего-нибудь у нас не сперли, аккуратно прикрывая «контабанду», которую они ещё не успели найти. Ира, за моральное состояние которой мы особенно переживали, хранила олимпийское спокойствие. Молодец! В итоге через 10-15 минут ожесточенных торгов наши карманы полегчали на 2000 рупий, и «разбойники» пожелали нам счастливого пути, помахав нам вслед своими автоматами. Мы не переживали, а скорей отнеслись к произошедшему, как к некому приключению, ведь именно за этим мы сюда и приехали. Но через 5-7 минут пути мы увидели впереди следующий блокпост.
Этот пост выглядел несколько солиднее, да и люди там были в наглаженной военной форме, и по сравнению с «разбойниками» довольно вежливые, во всяком случае не тыкали в лицо дулами своих «калашей». Старший из них (судя по размеру и количеству звезд на погонах) подошел к нам, вежливо поздоровался, отдал честь и без излишних прелюдий на хорошем английском сказал: «Give me money!». На изумленный вопрос Либермана: «For what?», будущий генерал приветливо улыбнулся и ответил: «Christmas!».
К такой непосредственной прямоте Вадик был явно не готов, поэтому без лишних споров и с пожеланиями счастливого рождества отстегнул служивому 500 рупий, чем очень его порадовал. Военный отдал нам честь, подал знак для открытия шлагбаума и дружелюбно сказал: «Welcome to Goa!».
Минут через 20-30 мы прибыли в центр города Мапуса - столицу провинции Бардез, где распрощались с нашими водилами, решив дальше путешествовать без них. Взяли местное гоанское такси, которое за 15 минут благополучно доставило нас до отеля на побережье.
Стрелка часов приближалась к часу ночи.
Так закончился наш трип, длившийся почти 18 часов, с 7.00 утра 24 декабря и до 1.00 ночи 25 декабря, и запомнился мне, как мое самое долгое путешествие на такси.
Впереди был целый месяц приятного отдыха, путешествий и развлечений.