За морями земли великие
За морями земли великие...

В Индию почему-то влекло всегда, тем более что написано о ней немало прекрасных книг. Но она все равно остается скрытой от любопытных глаз тысячами лет и хранит для мира то, что однажды может стать даже ценнее дорогого жемчуга и самоцветов, которые корабли привозили из Индии. Многие приезжают сюда искать Истину, прокладывая себе путь среди толп суеверных и факиров. Хотят взглянуть на Восток не ради новой веры, а ради нескольких камешков знания, чтобы добавить их к тому, что мы имеем.

Вот и наша небольшая группа (четыре человека) решила постранствовать по берегам священных рек, познакомиться с местами, считающимися святыми для представителей таких разных, но существующих рядом ветвей религии. Говорят, что секрет благословения, которое можно найти в святых местах, состоит в том, что святое место является не просто местом, оно само стало живым существом. Святые люди веками провозглашали имя Бога, в каждой стране по-своему. А закон проявления Божественного на святой Земле делает ее живой, и она имеет привлекательность для всего мира.

Говорят, что Индия пускает к себе не каждого. Время переворачивает страницу за страницей, пока вдруг не оказывается так, что давняя мечта начинает осуществляться. Во-первых, возникает желание ехать туда непременно («Или сейчас или никогда!»), во-вторых, появляются спутники, в-третьих, вдруг в продаже дешевые билеты, и вот уже скоростной авиалайнер переносит нас в наполненный солнцем даже в январе
Индостан. Несмотря на зимнее время года, в самолете нет ни одного свободного места. Здесь и финны, и русские, и эстонцы, и англичане, и индийцы. Что позвало их в дорогу? В чем секрет этого небывалого притяжения, которое мы ощущаем в наших сердцах?

Индией эту страну прозвали иностранцы (по реке Инд), теперь эта река оказалась на территории соседнего Пакистана, где живут те же индийцы, но другой веры. А называлась она Бхарат или Индостан. Кто только ее не завоевывал! Это наложило глубоких отпечаток на ее искусство и архитектуру. Индия – страна легенд и таинственных уголков. Нет в ней развалины, нет памятника и леса, чтобы не было у него своей истории, опутанной паутиной народной фантазии. Философия Индии раздроблена на бесчисленное множество учений, имеет развитую логику и замечательную утонченность психологии, поэтому может поспорить в этом со всеми древними и современными школами. Но она сумела успешно выразить все эти учения и обессмертила их в своих непонятных кумирах, геометрических формах замысловатых храмов и памятников.

В Дели нас встречает нанятый заочно водитель с машиной. Это молодой человек по имени Гулаб Сингх. Индийцы поднимают сложенные ладони в знак приветствия. Символика этого приветствия может показаться эксцентричной для западного ума. Ибо жест означает: «Моя душа и ваша – едины!» Индийцу приятно получить его от европейца, хотя это просто индийская замена рукопожатия. Гулаб каждой вручает розы, мы, конечно, ошарашены такой встречей. Впоследствии мы подружились настолько, что побывали в гостях в его семье. Но это потом, а пока едем в гостиницу.

На въезде в Дели нас встречает статуя огромного Ханумана, но оказывается, это такой храм. Дели не просто огромный город, он суперогромный – Рим плюс Нью-Йорк. На его территории последовательно возникали семь городов, пока не слились в один. Говорят, что основали его как город Индрапрастху герои индийского эпоса «Махабхараты», но от этих времен осталась только память. Сейчас здесь памятники всех времен – храмовый комплекс Лакшми Нарайан, Кутаб Минар с самой высокой башней из красного резного камня, стоящей посреди прекрасного парка, железный столб неизвестного происхождения, который никогда не ржавеет и может исцелить, Красный форт с высокими стенами и дворцами, индусские храмы, сикхские гурудвары, Храм Лотоса бахаев – всего не перечислить. Посетили мы Национальный музей с прекрасными скульптурами из археологических раскопок, картинами, предметами искусства, Русский культурный центр с выставкой картин русского художника Н.К.Рериха, прожившего в Индии свыше 20 лет и оставившего огромное наследие. Дели – вечный город. Тысячелетняя история встречает вас на каждом шагу, восхищает и поражает на каждом повороте. В жизни города много наслоений. Делийцы живут на разных уровнях, в разных временных измерениях. Много машин, самых разнообразных, много мобильных телефонов, Интернет в каждой дыре, масса хорошо одетых людей, каждое сари на женщине – произведение искусства, все куда-то едут - кто на велорикше, кто на моторикше, кто на такси, кто-то на автомобиле – дороги постоянно переполнены, из города выбираемся за час-два, переползая из пробки в пробку. В то же время несметное количество нищих, спящих прямо на земле людей, попрошаек, живущих только подаянием, торговцев всякими мелочами, вечерами костерки греющихся бедняков, стаи бездомных неприкаянных собак и т.д. и т.п.

Но мы абстрагируемся от малопривлекательного и настраиваем сердце на любовь к прекрасному. Выбираемся из Дели и едем в Агру. По дороге посещаем мавзолей-усыпальницу Акбара Великого – одного из падишахов династии Великих Моголов, ведших свое происхождение от грозного Тамерлана. Вспоминаю при этом, что в свое время была и в усыпальнице Тамерлана в Узбекистане. Акбар – «царь Соломон по великой премудрости своей». Он объединил многие индийские земли под своим началом, провел реформы, создав централизованное государство. О его веротерпимости слагались легенды. Но главное, что привлекает в образе Акбара – он ознаменовал себя как поощритель наук и искусства, собрав вокруг своего престола лучших ученых, поэтов, музыкантов и художников. Его ближайший сподвижник, визирь Абу-ль-Фазль, был разносторонне образованным человеком, говорившим на многих языках и оставившем записки о правлении Акбара. В период его правления была создана школа живописи, собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 году вблизи Агры началось строительство новой столицы, "города Победы", ставшей всего через 10 лет жемчужиной Индии, "каменной сказкой, где переплелись мотивы разных народов". Здесь не было роскоши, все дышало гармонией и светом. Это мертвый теперь город Фатехпур Сикри, который мы посетили тоже после осмотра достопримечательностей Агры. О Тадж Махале – сокровище Агры – написано столько, что нет смысла прибавлять что-либо еще. Это Красота и Любовь.

Но путь наш лежит на север страны, где лежит город Харидвар (с санскрита – «Врата Бога»), куда все индусы совершают паломничества, чтобы совершить омовение в водах священной Ганги. Происхождение реки весьма туманное. Раньше она текла по Млечному пути, была гордой, и никто не имел над нею власти. Потом ее спустили в небес, связав таким образом богов и людей. А помог ее спустить на землю бог Шива, который водрузил ее на голову, она успокоилась и по волосам стекла на землю. Часть вод Ганги течет над костями предков и нерадивых. Так люди освободились от посмертной кары. Теперь все люди в Индии знают: над кем протечет эта река, все грехи тому будут прощены. С тех пор индусы бросают сожженные кости умерших в священные воды Ганги. Обряд этот имеет свое глубокое значение. Ганга не просто священная река, берущая начало на небе, она, согласно мифу, объединяет своими водами всю землю, сливая души людей в космическое единство. Символически она – река жизни, совершающая мировой круговорот.
Практически это уникальная река, которая содержит большое количество серебра, так что она не только очищает душу, но и дезинфицирует тело.

Каждый, кто окунается в воды Ганги, уносит с собой частицу бессмертия. Каждый правоверный индус должен хоть раз в жизни прийти к священной Богине-Матери Ганге и совершить омовение, дабы навсегда смыть грехи прошлого. При въезде в Харидвар – потрясающий вид на Гангу и колоссальная статуя Шивы во весь рост. В Харидваре есть самый главный гат (место ритуального омовения). В этом месте есть отпечатки божественных стоп Вишну, здесь долина встречает реку, спускающуюся с гор. Каждый вечер в этом месте происходит огненный ритуал, посвященный Ганге, который собирает множество паломников. Они «предлагают» реке цветы, молоко, пищу и пускают по реке зажженные светильники. Звучат удары колоколов, огни в руках священников совершают ритмичные движения, а над рекой звучит многоголосая молитва тысяч паломников.

Но эту церемонию мы наблюдали не здесь, а в соседнем городе Ришикеше, всемирной столице йоги, любимом городе индийских мудрецов. Таким образом, это город мудрости и просветления. Ганга здесь ближе к небесам, к тому месту, где ее потоки срываются с волос Шивы. Здесь обитают люди, возраст которых, возможно, давно перешагнул за сотню лет и которым были ниспосланы великие откровения о прошлом и будущем. Мудрецы выбрали это место не случайно. Как они считают, именно здесь вся атмосфера наполнена особой чистотой, которая благотворно влияет на разум и тело. Мы на себе это ощутили. Природа здесь так красива, что не знаешь, за что тебе такое счастье, что ты это видишь и ощущаешь всеми фибрами души. В Ришикеше много школ, где ученики начинают нелегкий и долгий путь к познанию самих себя.

В 60-е годы ХХ века этот город приобрел необычайную извес тность, после того как здесь побывала с визитом знаменитая четверка «Битлз». Музыканты приехали сюда для общения со совим гуру. С тех пор это место пользуется небывалой популярностью среди всех желающих освоить искусство йоги и медитации. Город этот также считается «воротами» в Гималаи. Именно отсюда начинаются маршруты вглубь горной системы, к знаменитым горным храмам. Мы посетили один из таких горных храмов – один из древнейших в этом районе, посвященный Шиве. На гору ехали на нанятом джипе по крутейшей горной дороге без единого заграждения, ойкали на каждом повороте, но все компенсировалось потрясающей красотой самой горы, отрогов противолежащих гор, лесов и полей, реки, несущейся в самом низу, картиной мирно спящих обезьян по краям дороги. Экстрим-путешествие вспоминаем с благодарностью, т.к. никогда бы не увидели необычный древний храм (Шива-лингам).

Две части города, разъединенные Гангом, соединены знаменитым мостом Лакшман Джхула. По преданию, подвесной мост существовал здесь еще во времена Рамайаны.
Недалеко от этого моста мы и попали на праздник огня и освящения Ганги. Так как река считается божественной, то и молятся ей, как богу. Сначала далеко по долине разносится ритуальное пение, усиленное микрофонами, паломники и туристы начинают собираться в этом месте, тогда начинается пуджа – невероятно красивый обряд очищения души и поминовения предков. Прямо перед собравшимися на камнях прямо в реке – огромная статуя Шивы в позе лотоса, освещенная огнями. Солнце начинает медленно спускаться за горизонт, радуя своими неземными красками заката, такими необычными в этом месте. Мы вместе со всеми пускаем по Гангу огромные листья пальмы с цветами и зажженными огоньками, окунаем руки в реку, орошаем голову. Атмосфера просто наэлектризована возвышенными эмоциями и чувствами участников, наконец, многие разражаются помимо воли слезами, очищающими душу. Все дары, предложенные реке, - это как четыре элемента природы, и осознанно предлагая их, человек соединяет свое тело и сознание с источником божественного, тем самым очищается.

А утром – начало нового пути дальше, на запад, в город Чандигар. Прощаемся с Ришикешем и Харидваром, фотографируемся у статуи Шивы, находим здесь памятник знаменитому Вивекананде, пронесшему древнейшие знания своей страны далеко на запад. В огромной очереди машин едем в отнюдь не туристическое место, но находим здесь массу интересного. Чандигар – город, построенный в ХХ веке знаменитым Корбюзье, поэтому он не похож на другие индийские города: здесь прямые длиннейшие улицы-аллеи, застроенные особняками, засаженные огромными деревьями, украшенные клумбами, садами и парками. Здесь мы встретились с прекрасной женщиной Матой Раттан, образованной, с прекрасным английским языком, доброй и гостеприимной. Она познакомила нас с Индией высокоинтеллектуальной, повела в главную библиотеку штата Пенджаб, где над входом в читальный зал висит плакат «Книга – это свет». Затем мы осмотрели музей древних музыкальных инструментов, картины и портреты известных деятелей культуры этого региона. Самое примечательное в этом городе, чего нет больше нигде – это знаменитый Сад камней (Rock garden), созданный в 1988 году фантазией удивительного человека– Нека Чанда. На огромной территории сделаны галереи, водопады, мини-парки зверей и групп скульптур людей – и все это из самых разных неожиданных материалов – глины, пробок, обломков кафеля, фаянса, стекла, цемента, растений и всего того, что существует в природе. Это красивейшее место – излюбленное место отдыха всех жителей Чандигара. Отец Маты Раттан в свое время построил для города центр культуры, в котором она теперь занимается с подростками и взрослыми отдельными видами искусства и просвещением, т.к. здесь есть и библиотека.

Отдохнувшие и довольные интересным общением мы продолжили свой путь уже на север, в Дарамсалу. Это сердце буддистской Индии, да и не только ее. Сюда устремлены сердца всех буддистов мира, ведь здесь расположена резиденция Далай-Ламы, с 1959 года живущего здесь, т.к. Тибет остается оккупированным китайцами. В 1989 году Далай-Лама был награжден Нобелевской премией мира за борьбу без насилия за освобождение Тибета.

Каждый город имеет свой особенный голос, котолрый как бы вслух говорит о тех, кто живет в этом городе. Он говорит о степени их эволюции, об их поступках и результатах их действий. Дарамсала поет «Ом мани падме хум», поэтому ее голос несет умиротворение и покой. Он дарит радость и заставляет по –особому почувствовать красоту окружающих гор. По дороге из Чандигара мы пересекли огромную прекрасную долину Кангра, здесь выращивают фрукты и зеленый чай. Дорога постепенно начала круто забирать вверх, и вот мы за очередной скалой увидели Гималаи, их высокие снежные вершины. От такой красоты дух захватывает, хочется все заснять камерой, но это невозможно. Краски меняются мгновенно, солнце постепенно начинает склоняться к горизонту, и прямо перед тобой будто невидимый художник зарисовывает мазками это раскаленное медно-оранжевое светило, будто задергивает постепенно небесные занавеси и закрывает кулису за кулисой. Но мы въехали в город дотемна, перед самым горизонтом солнце будто замедлило свой бег, чтобы мы вовремя добрались высоко в горы до своей гостиницы. Сразу чувствуется особая магнетичность места. С утра обходим все самые известные места, и прежде всего храмовый комплекс Цуглакан, видим окончание службы, и молодые монахи выходят на площадку перед храмом Калачакры. И в покое дворца, и во вращении молитвенных барабанов звучит, не умолкая, «Ом мани падме хум», наполняя сердце любовью и состраданием. Очень понравился Норбулинк – летняя резиденция Далай-Ламы с прекрасным парком и музеями. Удалось попасть на прием к тибетскому доктору-ламе в Институте тибетской медицины, услышали немало интересного. Тибетцы удивительно приветливы и добры. Мы восхитились их мужеством, посетив музей истории Тибета. Перед отъездом пришли в древнейший храм Багсу-нага, он оказался рядом с гостиницей. Впереди у нас еще ждет длинная дорога, но мы знаем, что Дарамсала уже поселилась в наших сердцах. В глубоких впадинах долины кружат орлы, а мы с сожалением покидаем это святое место.
К вечеру доезжаем до Амритсара. Он похож на другие индийскуие города, но в то же время ни на один из них не похож. В нем находится находится главный храм сикхов - Золотой Храм. В эту сикхскую "мекку" съезжаются паломники со всей страны и из-за ее пределов.
Сикхизм представляет собой нечто среднее между индуизмом и исламом. Сикхи верят в одного Бога и отвергают поклонение идолам. Они верят в карму и в возможность перерождения после смерти. Они отвергают алкоголь и наркотики. Сикхизму уже почти 500 лет.
Всего в создании сикхизма принимали участие десять гуру, и их учения изложены в священной книге Гуру Грант Сахиб. В ней - правила и принципы, которым должны следовать люди вообще, и сикхи, в первую очередь. Иконостас с изображениями десяти гуру часто можно встретить не только в сикхских домах, но даже у них в автомобилях.
Все сикхи присоединяют к своему имени слово "сингх" -- "лев". Сикхи весьма воинственны и гордятся своей храбростью. Из сикхов получаются хорошие солдаты, пожарные, спасатели, телохранители. За свои идеалы они с легкостью могут пожертвовать жизнью, своей или чужой. Одна из легенд гласит -- во время страшного боя воин-сикх продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову, и лишь когда последний враг был повержен, храбрый воин сам упал замертво. Фигуру сражающегося обезглавленного воина можно увидеть на одной из фресок, украшающих Золотой Храм.
Несмотря на всю внешнюю воинственность, сикхизм -- крайне демократичная и даже, можно сказать, добрая религия. Любому посетителю, вне зависимости от его вероисповедания, будут рады в сикхском храме. Его бесплатно накормят в местной столовой и предложат остаться на ночлег. Гуру Нанак провозгласил: нет ни индусов, ни мусульман. Все -- просто люди, равные перед Богом. Поэтому сикхские храмы открыты для людей всех вероисповеданий.
Непременные атрибуты сикхов -- браслет на руке, гребень в волосах, короткие кожаные штаны, кинжал на боку. Индус в чалме - довольно привычный нам образ. А между тем сами индусы чалму не носят, чалма -- это атрибут сикхов, необходимый им, чтобы скрыть под ней гребень и гриву волос. Сикхам не полагается стричься и бриться. Для удобства сикхи подвязывают особо длинные волосы специальной сеточкой. Чалму носят взрослые мужи, юноши -- лишь ее упрощенное подобие, а дети -- вообще маленький платочек на голове, обхватывающий гребень. Цвет чалмы также имеет значение. Сикхи в чалмах синего цвета считаются самыми воинственными. Женщины-сикхи укрывают голову обычным платком. И у них на боку зачастую висит традиционный сикский изогнутый кинжал.
"Золотым" храм называется потому, что покрыт самым настоящим золотом. Драгоценный металл жертвуют паломники. Со времени возведения храма его не раз грабили и даже пытались уничтожить, но каждый раз сикхи полностью восстанавливали свою святыню. Во времена Индиры Ганди, в 1984 году, произошли крайне неприятные события. Сикхи требовали дополнительных привилегий, автономии и даже независимости. Индира Ганди не могла допустить расшатывания целостности государства. За свои сепаратистские выступления сикхам пришлось заплатить огромную цену. Правительственные войска сломили сикхское сопротивление. Последние мятежники засели в Золотом Храме и держали оборону. 5 июня Ганди отдала приказ взять храм штурмом, во время которого погибли не только сепаратисты, но и сотни паломников. За это святотатство 31 октября два сикха из ее личной охраны застрелили президента.
При входе в Золотой Храм гостей просят оставить свои вещи и разуться. Для этого существуют специальные камеры хранения. Голова посетителя обязательно должна быть прикрыта чалмой или платком, а ноги омыты в специальной нише с проточной водой.
Каждого вошедшего встречает огромное пространство внутренней храмовой территории. В центре - прямоугольный священный пруд, в середине которого сверкает на солнце сам Золотой Храм. Играет приятная медитативная музыка, верующие степенно обходят пруд по часовой стрелке - так положено. Просто удивительно, какой контраст составляет тихая и величественная атмосфера храма с суетой и хаосом Амритсара. Там словно разлита Благодать.
В храмовом пруду живут карпы. Они подплывают к самой кромке берега и жадно открывают рты, надеясь на подношение. В пруду можно совершать омовение, и даже считается, что это приносит удачу и здоровье. Поэтому, горя желанием обрести счастье и исцелиться от всех болезней, здесь плавают десятки паломников.
В каждом из четырех углов двора расположены места для питья. Добровольцы, работающие там, без устали наливают всем желающим чистой питьевой воды. Каменный пол храмовой территории также регулярно моют, чтобы паломники могли ходить босиком, ничего не опасаясь.
В храм тянется длинная очередь. Желающие совершить пожертвование платят деньги в кассу и получают порцию каши на большом зеленом листе. Сладкую кашу можно съесть или отдать рыбам. В центре храма на первом этаже сидят музыканты, которые исполняют религиозные гимны. Вокруг них набросаны деньги и цветы, жертвуемые верующими.
На втором этаже находится огромный экземпляр книги Гуру Грант Сахиб, который читается 24 часа в сутки. Чтец сидит молча, изредка перелистывая гигантские страницы. Священную книгу читают без перерыва еще в нескольких местах храмового комплекса. В некоторых святилищах ее читают вслух и нараспев.
Зрелище, предстающее перед глазами наблюдателя, величественно и незабываемо. А мелодичная музыка все продолжает и продолжает играть, рождая в душе особое ощущение причастности к чему-то возвышенному. Мы выходим оттуда просто потрясенные и очищенные от чего-то наносного и ненужного. Подъем ощущаем необыкновенный.
Вечером храм украшают многочисленные огни. Они сверкают и переливаются, отражаясь в водной глади и создавая волшебную атмосферу праздника, с которым не хочется расставаться. Уезжаем на другой день с большим сожалением.
У нас день пути до Дели, где мы в оставшиеся до отъезда дни досматриваем то, что не успели увидеть вначале: храм Джама Масджид – самая большая мечеть города, самый центр - Connaunt Place, мемориальный комплекс Махатмы Ганди, серебряный рынок Чандни Чоук, архитектурный комплекс усыпальницы Хумайюна, отца Акбара, храм Лотоса, парк Лоди. Все, конечно, посмотреть невозможно, да мы и так переполнены впечатлениями.

Кто побывал здесь и прикоснулся к сущности жизни страны и великого континента, тот никогда и нигде не забудет великую Индию. «Можно всюду выполнять различные полезные задачи, можно примениться к любым условиям, можно понять разные языки, но все же ничто не заменит необычное очарование Индии... Милая, прекрасная Индия». Вернулись мы домой, но греет мысль, что где-то за морями земли великие...
Наталия Резник
Таллинн – Дели – Агра –
Харидвар – Ришикеш – Чандигар – Дарамсала –
Амритсар – Дели
Мой фотоальбом: http:\fota.mota.ru\authors.php?uid=60945
телефон Гулаба: (0091)9416370476
его е-мэйл: gulabkazala2004@yahoo.co.in
Автор
Опубликовано 2007-02-03 18:50:16
Регион Индия
Тип Опыт путешествий
Статус Просто люблю путешествия

Контактная информация автора доступна только зарегистрированным пользователям.

Зарегистрироваться Авторизация



Быстрая и простая регистрация!


Зарегистрироваться

Авторизация

Поиск по базе: