А дорога из Калки в Шимлу возникла так. Сперва в Спринг Вэллей приехал лорд Керзон, молодой, перспективный саиб. Он вез с собой жену, а дочерей сделал на месте из подручных материалов. И младшую, урожденную Элис, назвал в честь одного из открывавшихся с хребта видов индийским словом. Бедная девочка до конца своих дней так и не научилась произносить правильно свое имя. Но речь не о том. После очередной поездки с ежемесячным отчетом в Дели, усталый саиб кинул слуге поводья, потрепал по хоботу взмокшего от двухдневней скачки слона, и прошел баньяновой аллеей в усадьбу. Переодевшись, лорд поднялся в библиотеку, где погрузился в раздумья. Шел 1900 год.
В 1901 году Керзон принял решение соединить железной дорогой летние резиденции раджей в Гималаях с пыльными равнинами. Это был беспрецедентный проект для того времени: никогда еще поезда не ходили на такой высоте. Восемь инженеров из Великобритании, Австрии и Франции известили письмами о готовности осуществить работы про проектированию дороги и укладке полотна. К каждому письму была приложена смета расходов. В декабре в Шимлу прибыли авторы самого смелого и дешевого проекта: профессор из Берна с молодым ассистентом - краснощеким белобрысым эстонским увальнем. Имя ассистента было Андрес Урбметс.
Лорд Керзон смотрел чертежи.
- Отчего так небрежно? - обратился он к инженерам - Все линии как будто рисовались от руки.
Асистент Урбметс покраснел и забормотал что-то себе под нос.
- Сложный рельеф местности - солидно объяснял профессор - выветривание пород, особенности климата...
- Оч-шень спеш-шили, не пыло фосмоошности сахватить линейку - бормотал асистент Урбметс.
Его, на счастье, никто не слышал. Шел разговор о деньгах.
- ...и несмотря на более чем скромный бюджет я гарантирую: первый поезд пойдет в Калку не позднее чем через 2 года.
- Это вполне меня устраивает - согласился лорд.
- ... только хотить он путтет софсем метленно - простонал тихонечко честный эстонец.
В 1904 году на участке Калка - Шимла были завершены работы по укладке дорожного полотна. Узкоколейка протяженностью 96 километров прошла через считавшиеся прежде неприступными горы, для чего проделано было 108 туннелей и наведено более 800 мостов. В январе 2003 года дорога из Шимлы в Калку занимала чуть более пяти часов.