Путешествие по Индии в марте 2003 года

После первой тяжелой поездки в Индию в декабре 1997 года и замечательного путешествия в Непал в ноябре 1999 года идея попасть в Индию снова не оставляла меня, несмотря на многочисленные страхи и опасения. И вот, весной 2003 года я решила себе сделать такой подарок на 8 марта. Мне хотелось попасть в город Ришикеш, известный как Мировая столица йоги, в ашрам Бабаджи в Хайдакхане, и в священный город Варанаси. Один мой знакомый, который много раз был в Индии, рассказал мне, как можно доехать до этих мест, подсказал, что информацию о поездах можно найти на сайте индийских железных дорог и дал мне последние наставления перед поездкой. Наставления были следующего характера: смотреть за вещами (могут украсть), везде торговаться, вести себя поуверенней с нахальными индусами, воду пить только из бутылок, при чистке зубов тоже использовать воду из бутылок, побольше пить воды, чтобы избежать обезвоживания, пить витамин С, ничего не покупать на улице из еды, мыть фрукты с мылом.

В турфирме я заказала билеты на самолет и визу в Индию и еще поговорила с девушкой, которая возит группы в Индию, и послушала ее советы. Я решила подстраховаться и сделала себе прививку от брюшного тифа в Институте паразитологии и тропической медицины им. Г.И.Марциновского. Еще купила себе таблетки Делагил от малярии. Больше всего боялась, что опоздаю на самолет обратно в Россию, поэтому заранее разработала примерный план поездки и на официальном сайте индийских железных дорог нашла названия поездов, на которые мне предстояло взять билеты. Сайт впечатлил меня очень подробной информацией. Там можно выбрать две станции, и посмотреть какие поезда ходят между ними, посмотреть наличие билетов на любую дату и даже зарезервировать билет.

И вот 8 марта 2003 года я вылетела самолетом Туркменских авиалиний через Ашхабад в Дели. Билеты стоили не очень дорого: 430 долларов туда и обратно, единственно надо было дополнительно подтверждать по телефону дату своего вылета в Москву. В зале ожидания познакомилась и разговорилась с девушкой Оксаной из Ашхабада. Она меня поразила своими светлыми волосами и глазами фиолетового цвета. Оксана занималась сетевым маркетингом в компании Vision. Как все люди, которые успешно работают в индустрии сетевого маркетинга, она была очень общительна, позитивна и активна. Рассказывала о том, что очень сложно выехать из Туркменистана, также как и въехать, про культ личности туркменского президента. Говорила, жаль, что у меня не будет возможности побывать в Ашхабаде, так как город стал очень красивым, похожим на город дворцов, фонтанов и парков. Рассказывала о своей работе, как ей приходится вдохновлять и мотивировать женщин, работающих в сети, сколько усилий приходится прилагать, чтобы вырвать людей из болота повседневной жизни. Вспомнила мультфильм «Побег из курятника» и сказала, что очень похожа на курицу-предводительницу из мультфильма. Производила она впечатление человека полностью довольного своей работой и образом жизни.

Надо сказать, что сидели мы в одном зале, а посадка на самолет проходила в другом. Тут внезапно мы обратили внимание на время и на то что, до вылета самолета остается полчаса, и бросились бежать к самолету. Как оказалось очень вовремя, так как нас уже разыскивали и собирались выгружать наши вещи. Вот так, чуть не опоздали на самолет, заболтавшись! Оксана удивлялась: «Надо же, никогда в моей жизни такого не было!» Надо сказать, что и в моей жизни тоже! До Ашхабада полет занял 4 часа. Приятно было провести его в компании с обаятельной собеседницей.

В Ашхабаде пришлось провести два часа в зале ожидания, где ничего не было кроме маленького сувенирного магазинчика и кафе. С Оксаной мы распрощались, очень довольные нашим неожиданным знакомством.

До Дели летели еще два часа. Прилетели 9 марта утром. На выходе из аэропорта можно было купить железнодорожные билеты, что я и сделала: приобрела билеты по всему моему пути следования на уже известные мне поезда. Брала билеты класса 2АС и 3АС. Второй и третий класс соответственно. По-моему мнению, оптимальное сочетание цены и качества, это третий класс. Это наш плацкартный вагон, только с шестью полками в плацкарте вместо четырех и с кондиционером. Второй класс соответственно четыре полки в плацкарте. На небольшие расстояния, когда надо провести в поезде пять, шесть часов хорошо путешествовать в AC Chair car, это вагон с удобными сидячими местами и с кондиционером. Во всех поездах предлагают еду, иногда еда даже входит в стоимость билета.

Во время своей поездки в Непал в Катманду я купила путеводитель Lonely Planet по Индии. Хотя он был 1999 года, он неоценимо помог мне в моих поездках. Остановиться я планировала на Main Bazar Street: улице, где много сувенирных магазинов и недорогих отелей. Оказалось, что от аэропорта до Connaught Place, площади недалеко от улицы Main Bazar ходит городской автобус. И вот я, помня наставления о том, что везде нужно торговаться, прижимая к себе рюкзак, похожая на ежика с иголками, при покупке билета на автобус за 50 рупий, стала просить скинуть цену! На что, мне сказали: «Мадам, да вы что, автобус государственный, это нормальная цена за билет!»

От остановки автобуса до отеля, который я выбрала, надо было взять авторикшу. Я его остановила и сказала, что поеду за 10 рупий, водитель согласился, но повез меня к турбюро, где хотели мне предложить свой отель, я ни за что не соглашалась, в итоге недовольный водитель довез меня почти до моего отеля все-таки за 10 рупий и пробурчал в конце: «Мадам, вы должно быть не из России, а с Украины!». Если честно, я не знаю можно ли до Main Bazar добраться дешевле, чем за 60 рупий...

Остановилась в отеле Vivek. Это недорогой отель, где можно снять номер за 200-300 рупий, номера спартанские, не очень чистые, но на одну, две ночи годятся. Без кондиционера, с вентилятором. В этом отеле приятное недорогое кафе на крыше, где чисто и уютно. Там вкусно готовят непальцы, которым я очень обрадовалась, так как после поездки в Непал они казались мне почти родными. В кафе я пробовала рис и макароны с овощами, томатный суп, блины, свежие соки, банановый ласси (напиток из йогурта с протертыми фруктами), и, конечно же, masala chai. Это чай, который готовят с молоком и специями, вкус у него везде разный, так как все готовят по-своему. Еще мне очень понравился черный чай с имбирем, медом и лимоном. Когда заказываешь блюда, необходимо напоминать, что блюдо нужно не острое. Если это не сказать, могут принести такое, что просто невозможно есть! Не острое это не значит совсем без специй, а с терпимым количеством специй.

Я решила сшить себе пенджаби: это национальная женская одежда, которая состоит из длинной рубахи с короткими рукавами, длинных штанишек и шарфа, который одевают иногда на голову, иногда на шею. Это можно было сделать на Main Bazar. Можно выбрать материал на штаны, на рубаху и на шарф. Я выбрала материал светло-бирюзового цвета, на штанишки однотонный, на рубаху - с желтым узором, а шарфик был из полупрозрачного материала бирюзового цвета. Стоило это все вместе с работой 400 рупий, что чуть меньше 10 долларов (курс колеблется около 43 рупий за доллар).

На Main Bazar громадное количество сувенирных лавочек, ориентированных в основном на иностранцев. Хотя и индусов, покупающих разные товары тоже очень много. Продают одежду, ювелирные украшения, бижутерию, статуэтки, ковры, подушки, обувь, книги, лекарства... И многое другое. Там где улица Main Bazar разветвляется на две, находится большой овощной базар, магазинчики с чаем, кофе, специями. Ах, как же приятно смотреть на многочисленные овощи, лежащие в больших плетеных корзинках! Фрукты продают разные в зависимости от сезона. Яблоки почему-то только одного сорта, пресные и не очень вкусные. Бананы небольшого размера, по вкусу сильно отличающиеся от бананов, продающихся в Москве. Продают замечательные лаймы: маленькие круглые лимончики с тонкой кожей, чуть горьковатым вкусом и очень ароматные и, конечно же, корни свежего имбиря. Так же как у нас продают дыни и арбузы, здесь продают папайю.

Для того, чтобы лучше акклиматизироваться, я решила провести два дня в Дели и заказала на следующий день обзорную автобусную экскурсию по городу прямо из отеля за 250 рупий. Остаток дня я ходила по Main Bazar, привыкала к скоплению народа, незнакомым запахам, ярким краскам, грязи, движению, коровам на улицах! Одна корова родила теленочка прямо перед дверью нашего отеля!

На Main Bazar много иностранцев, в основном это израильтяне, итальянцы, немцы, англичане, японцы. Когда меня спрашивали, сколько я планирую пробыть в Индии, и я отвечала, что три недели, все удивлялись, почему такой маленький срок. Многие путешествовали по полгода, году и говорили, что 3 недели для Индии очень мало. Такой большой наплыв путешествующих связан как мне кажется со следующими вещами. В первую очередь это индийская культура столь не похожая на западную, прекрасная и разнообразная индийская природа. Индусы очень благожелательны к иностранцам, низкий уровень насильственной преступности, погода с сентября по май благоприятна для путешествий, путешествовать легко: автобусные и железнодорожные пути соединяют все населенные пункты, жить и путешествовать дешево. Атмосфера расслабленная и умиротворяющая. Многие иностранцы занимаются у себя дома йогой и другими практиками и приезжают в Индию практиковать. Для многих проводить месяцы в Индии гораздо дешевле, чем жить все это время дома. Потом есть такой тип людей, у которых в крови есть жажда к путешествиям, которых не могут отпугнуть неудобства и отсутствие комфорта. Индия идеальная стана для людей такого типа. Опять же попадая в Индию, ты как бы попадаешь в прошлое, женщины ходят в сари, соблюдаются обычаи предков, в деревнях люди живут почти так же как 100 лет назад.

Вечером я отправилась в китайский ресторан Нирула на Connaught Place, так как там я уже была в 1997 году, и мне хотелось оживить прошлые впечатления. Я уже успела оценить улыбчивость и искренность индусов, поэтому натянутая вышколенность и фальшивые приклеенные улыбки официантов в довольно приличном ресторане вызывали неприятие и недовольство. Больше я туда решила не ходить, а есть в маленьких недорогих кафе, где все проще.

На следующее утро я первый раз в жизни надела индийскую одежду. Не могу сказать, что она была очень удобна для путешествий: штанишки были длинноваты и подметали дорогу, длинные концы шарфа с непривычки здорово мешали. Автобус для экскурсии был достаточно удобный и с кондиционером. Гид говорил на английском языке с понятным акцентом. Сначала мы посетили находящийся рядом Lakshmi Narayan Temple: красочный относительно новый храм, посвященный спутнице бога Вишну – прекрасной богине богатства и процветания Лакшми. Он был построен в 1938 году промышленником BD Birla. Храм был трехцветный: кирпично-бежево-белый. Так как здание храма было современным, оно было просторное, с красивыми скульптурами, рисунками и текстами священных писаний на стенах. У нас было время, чтобы спокойно походить внутри. При входе в индийские храмы принято снимать обувь. Во многие индуистские храмы не пускают не индуистов. В некоторые пускают. Индуистом стать нельзя, можно только родиться.

Далее путь лежал к Зданию Парламента, Воротам Индии и Rajpath (королевской дороге)– широкому шоссе, ведущему к президентскому дворцу. В первую поездку мои впечатления о Дели ограничились Tourist Camp: недорогим городком из деревянных домиков для туристов, базаром, госпиталем для лошадей, нищими на улице и экскурсией в Red Fort: форт из красного кирпича в старом Дели, построенный Ханом Джеханом. В декабре было не жарко: 13 градусов, что тоже накладывало свой отпечаток на впечатления. Сейчас же, я с удивлением заметила, что в Дели помимо грязи и нищеты много красивых зданий, широких улиц, по улицам ходят красивые женщины в красочных нарядах, и вообще интересно!

Ворота Индии: это высокая памятная арка, на которой нанесены имена всех индийцев, погибших во второй мировой войне. Движение на улицах конечно сумасшедшее, я бы не рискнула водить там машину и не только по причине левостороннего движения. Все сигналят! Постоянно, просто так, без цели! Похоже, им это просто нравится. Воздух очень задымлен из-за бесчисленного количества авторикш. Авторикша, это такой небольшой дымящий шумный фургончик, сделанный на основе трехколесного мопеда. Передвижение на нем гораздо дешевле, чем на такси. В Дели еще встречаются велорикши, это трехколесный велосипед с диванчиком для пассажиров. Самый экологичный вид транспорта!

Потом нас привезли в Музей-мемориал Махатмы Ганди. Это большой дом индийской семьи, где часто жил Махатма Ганди, перед домом большая поляна, где он до последнего дня жизни принимал бесчисленное множество посетителей и просителей. Здесь же, на этой поляне его и застрелили. На месте его смерти установлена беседка, где из камня сделаны отпечатки последних его шагов. В музее много цветов. Даже попытались соорудить, не то чтобы ландшафтный дизайн, а просто сделать красивые композиции из цветущих растений.

Далее мы поехали в пригород Дели в парк, окружающий башню Qutb Minar. Строительство ее было начато руководителем династии мамлюков в конце двенадцатого века. Строили ее долго, несколько веков, несколько раз она разрушалась молнией, ее восстанавливали. Вход в парк стоил для иностранцев 250 рупий. Этот парк неплохое место для прогулок.

Потом нас отвезли на обед в небольшой придорожный ресторан. Обед подавался на большом железном блюде с углублениями. Обед это рис, картофель, обжаренный со специями, тушеный зеленый горошек дал, много разных приправ, пресная лепешка chapati и простая вода в кувшине. Это так называемый комплексный обед – тали. Набор компонентов может быть различным. Цена этого блюда тоже различна, в зависимости от уровня ресторана, где оно подается. Едят руками следующим образом: берут щепотку риса или картофеля и макают в специи, получается достаточно ловко. Я тогда еще помнила про наставления и пила воду только из бутылок.

Надо сказать, что в первую свою поездку в Индию, я отмечала на себе повышенное внимание мужчин-индусов. Это было настолько явно и непривычно в таком объеме, что напоминало плотную массу внимания, окружившую меня. Мне казалось, что меня просто раздевали и имели глазами. Скорее всего, это было связано с тем, что я была одета по индийским меркам неприлично: шорты и майка без рукавов. Сейчас же все было более-менее нормально, конечно внимание обращали, потому что я была белой иностранкой, но это внимание не выходило за рамки чего-то обыденного.

По дороге обратно нас подвезли к храму Лотоса, который можно было сфотографировать из-за забора. В храм попасть было нельзя, так как был понедельник, нерабочий день. Храм по своей форме сделан действительно в форме бутона белого лотоса. Он не принадлежит ни к какой религии. Любой человек может придти в этот храм и обращаться к Богу, как он умеет. Очень характерно для Индии с ее религиозной терпимостью.

После окончания экскурсии нас высадили из автобуса недалеко от Main Bazar Street.

На следующий день, 11 марта во вторник у меня был ночной поезд с железнодорожной станции в Старом Дели в Харидвар, город где-то чуть дальше, чем в 20 километрах от Ришикеша.

С утра я отправилась в небогатый мусульманский квартал Низамуддин на юге Дели. Я хотела посетить могилу суфийского святого Низамуддина Чишти, умершего в 1325 году, а еще более того могилу известного музыканта и суфия 20-го века Хазрат Инаят Хана, книги которого «Учение суфиев» и «Мистицизм звука» я читала. Могила Низамуддина Чишти находилась в глубине бедного мусульманского квартала. Много индусов шли поклониться могиле святого. При входе продавались гирлянды из цветов душистого красного шиповника. Чтобы войти на территорию, окружающую гробницу, нужно снимать обувь, которую за небольшую плату охраняют. У меня не было ни страха подцепить какую-нибудь болячку на ноги, ни чувства отделенности и может быть брезгливости от большого скопления народа неродной расы.

Здесь я впервые столкнулась с мусульманским отношением к женщине. Внутрь могилы женщинам нельзя заходить, когда наступило время молитвы, всех женщин, включая меня, усадили на небольшое пространство за железной трубой, чтобы не мешали молиться. Долго я сидела рядом с могилой, впав в блаженное и тонкое состояние. Когда пошла бродить дальше по территории святого места, меня углядел местный священник, не знаю, как назвать правильно его духовное звание. Подозвал меня, стал рассказывать, что они собирают деньги на помощь бедным, на постройку госпиталя, на школу. Вцепился в меня ничуть не хуже навязчивых лавочников на Main Bazar, стал листать книжку с записями туристов и прихожан и с размерами пожертвований на разные цели. Я дала ему 100 рупий, а он как на рынке: «Это на школу, а на госпиталь, а бедным...?» Что сделаешь: пожертвования основной источник дохода подобных мест. А уж не выцыганить деньги у белого человека, позор для индуса!

Найти могилу Инаят Хана оказалось труднее, поводили меня какое-то время по кварталу. Могила или Дарга Инаят Хана оказалась неожиданно настоящим тихим оазисом среди шумного и грязного квартала. Почему-то здесь не было индийских паломников вообще. Это был невысокий дом среди сада с цветами. На территории не только могила, но и библиотека, помещение для занятия музыкой. Это также центр музыкальных концертов, лекций, конференций и социальных программ в помощь населению прилегающего квартала. Например, здесь обучают вдов ремеслу ткачества ковров. Вдовы одни из самых незащищенных людей в Индии, они как бы заживо погребенные, не могут снова выйти замуж и им не на что содержать себя. Найти работу женщине очень сложно, даже такую простую работу, как торговля в магазине, работа на Reception отелей делают мужчины! Ремесло позволяет женщине прокормить себя.

Сама усыпальня представляет собой небольшое помещение, где стоит могила, накрытая оранжевым материалом, усыпанная цветами шиповника. Там же растет громадное дерево, для которого в потолке прорублено отверстие. Рядом с деревом сложены циновки для медитации. На каменной стене усыпальни выбиты слова молитв в стихах на английском языке, написанных Инаят Ханом. В этом месте можно сидеть часами, уходить не хочется. Я была совсем одна, только кошка зашла один раз. Потом я зашла в библиотеку, где встретила человека из Голландии, который присматривает за этим местом. Он немножко рассказал о Международном суфийском движении, основанном Инаят Ханом, и о том, что в Москве тоже есть суфийский центр. Он удивился, что о его существовании я ничего не знаю, а о могиле Инаят Хана в Дели знаю.

После посещения могилы до заката еще было время и понесло меня зачем-то в район Chandi Chowk в Старом Дели. Это грязный старый район с большим количеством магазинов, торгующих одеждой, тканями, обувью, коврами и т.п. Побродила я там без особого удовольствия, зашла поесть в небольшое индийское кафе, где не говорили по-английски, каким-то чудом ухитрилась пообедать там. Конечно, я заказала мой любимый томатный суп и картошку. Томатный суп это отдельная история, заказывая его, никогда не знаешь, что именно тебе принесут. Варианты: от разведенного в воде томатного кетчупа, сваренного с крахмалом, до действительно вкусного супа пюре из томатов со специями и сухариками.

Со второго этажа ресторана сфотографировала замечательные индийские развязки электрических кабелей и проводов, которые очень здорово характеризовали индийский менталитет и образ жизни. Это такой спутанный клубок из проводов и кабелей разного диаметра. Каким образом они находят нужные концы и не убиваются, для меня загадка, наверное, таким же способом как водят машины, уворачиваясь от встречных автомобилей в последний момент.

Когда ехала обратно, поймала велорикшу, на скорости движения это не сказалось, так как попали в большущую пробку. Поужинала в кафе внизу Ajay Guest House. Кормят вкусно, но в основном это еда для завтрака, ужина и для перекусывания: сэндвичи, тосты, пирожные, выпечка, яичница. Хлеб и булочки свежевыпеченные. Единственные минусы: темновато и нет кондиционера.

Вечером собралась в дорогу и поехала на авторикше до железнодорожной станции в Old Delhi. Заранее купила на рынке цепочку с замком для пристегивания рюкзака в поезде. Багаж там укладывают под сиденья и пристегивают к специальным кольцам, чтобы не украли. Крадут вещи в поездах и на вокзалах часто, поэтому за ними надо постоянно присматривать. На вокзале старательно отбрыкивалась от навязчивых носильщиков, потому что среди них тоже бывают воры, и я предпочитала нести все сама. Довольно быстро нашла платформу, от которой должен был отправляться мой поезд. Билеты у меня были куплены во второй класс. Я попросила первого попавшегося приятного мне человека подсказать мне, где будет мой вагон. Он посмотрел на мой билет и сказал удивленно: «А вы знаете, мы ведь едем с вами в одном купе!» Начиная с этого первого раза и дальше во время моих путешествий по Индии, подобные совпадения бывали очень часто, поэтому путешествовать было очень легко. Как будто Индия как добрая, мудрая мама постоянно принимала меня в свои открытые объятия, поддерживала и направляла. Понятно, что родилась я в России, в Москве, но если говорить о месте, где чувствуешь себя дома и в своей тарелке, где тебе хорошо, то это конечно Индия.

Рано утром 12 марта я была на вокзале в Харидваре. Нашла такси и за 160 рупий доехала до ресторана Neelam в Ришикеше. Опять же мой знакомый, посоветовал мне подойти сразу к хозяину этого ресторана, который мог подсказать, где поселиться, да и вообще мог помочь в незнакомом городе. Так как было еще очень рано, пришлось ждать до 9 часов пока придет хозяин. Хозяин ресторана: пожилой, сухонький сикх мистер Сингх очень любил русских, которые часто большими группами приезжали в этот город и останавливались у него в маленьком, уютном отеле. Итак, я дождалась его прихода и передала привет от одного его русского знакомого, которого он любил и уважал. Он очень обрадовался, велел накормить меня завтраком и отправил селиться в отель, до которого надо было еще ехать минут десять на авторикше в сторону Харидвара.

Как жаль, что я тогда не сфотографировала этого замечательного, доброго, достойного всяческого уважения человека! Так и стоит перед глазами, как он сидит на своем месте в ресторане, сухонький, кожа темная, как и у всех индусов, тюрбан на голове, так как он исповедовал сикхизм, и огромные черные, мудрые, глубокие, светящиеся добротой глаза! Он сидел на своем месте и постоянно молился, перебирая четки, изредка покашливал и давал строгие указания работникам ресторана. Я рассказала ему, где побывала в Дели и он, узнав, что я была на могиле Инаят Хана, дал мне книжку на английском языке: сборник высказываний Инаят Хана.

Neelam ресторан находился в Ришикеше недалеко от рынка, а поселилась я в районе Koyalgati рядом с Haridwar Road в I.S.S.U.P. (International School of Studies for Universal Peace) на улице Ganga Vihar. I.S.S.U.P. это чистое тихое место недалеко от Yoga Study Centre, где преподают хатха-йогу по Айенгару. У мистера Сингха сын живет в Италии, он преуспевающий дизайнер одежды. Как я поняла, центр I.S.S.U.P. создавался изначально как филиал аналогичного духовного и туристического центра в Италии. http://www.issup.org/issup_eng/issup.htm

В настоящее время это очень тихий, чистый, небольшой отель, с кухней, где можно готовить себе еду, с водой, которую можно нагреть и налить в ведро. Стоимость номеров 200-250 рупий. Совсем недалеко гат, где можно даже искупаться в Ганге. Если воды много и течение сильное, нужно держаться за железные цепи с кольцом, чтобы не унесло. Я устроилась, отдохнула, вооружилась путеводителем и отправилась изучать Ришикеш. Самые живописные места и большинство ашрамов расположено между двух мостов Ram Jula и Laxman Jula в районе, который называется Muni ki Reti. Рядом с Ram Jula находятся два хороших ресторана, которые называются Чотивала. Обслуживают там быстро, готовят очень вкусно и не очень дорого, правда, достаточно шумно и много людей. Перед рестораном сидит живая эмблема: лысый человек, покрашенный розовой краской, разрисованный и в оранжевых одеждах с гирляндой из бархоток (это такие оранжевые цветы) на шее. Я там пообедала и пошла дальше гулять вдоль берега Ганга. Многие люди медитировали на берегу, занимались йогой, на пути встречались много садху, которые живут подаянием. Я старалась держаться от них подальше. Один, достаточно активный, спросил меня по-английски: «Привет, как тебя зовут? Какие-нибудь проблемы?» Я ответила, что меня никак не зовут, и проблем у меня тоже никаких нет. Он сказал: «Это как же: имени нет и никаких проблем?!» Остаток дня я просидела на берегу, читая книжку Инаят Хана.

Вечером я попала на Тривени Гат, где каждый вечер проводится церемония аарти, посвященная Гангу. На Тривени гате находится прекрасная скульптура Шивы и Парвати. И Шива и Парвати очень красивые, но похожи больше на европейцев, а не на индусов. Шива сидит на шкуре тигра, опирается на человеческий череп, на шее у него сидит змея, в волосах месяц и богиня Ганга. Парвати держит Трезубец Шивы. Я просто присела на берегу среди индусов и слушала мантры, доносящиеся из громкоговорителя. Одна бабушка увидела, что я как бы не у дел и взяла надо мной шефство. Подвела к индуистскому брамину, проследила, чтобы он меня как всех освятил водой из Ганга, нарисовал горящей лампой мантру над моей головой и выдал в качестве прасада твердые сахарные шарики. После этого дала мне тарелочку из листьев с цветами и горящей свечой и показала, как нужно ее пускать в воду. Бабушка совсем не говорила по-английски. Когда я в качестве благодарности хотела ей дать деньги, она не взяла и сделала это совершенно спокойно, что совсем не характерно для индийцев, у которых считается совершенно нормальным и правильным просить деньги у иностранцев. Я совсем расчувствовалась: обняла и расцеловала ее на прощание. Я потом часто сталкивалась с тем, что многие индусы очень приветливые и открытые: могут запросто напоить чаем, начать расспрашивать, откуда ты, и, в свою очередь, рассказывать о себе. Ришикеш очень мирное, приятное место, где можно подолгу гулять, наслаждаться природой.

Утром 13 марта я отправилась завтракать к мистеру Сингху. Каждый раз, когда я приходила, он посылал кого-нибудь на рынок за свежими фруктами. Он стал меня расспрашивать, как я провела день. Я рассказала, что подолгу сидела на берегу Ганга и гуляла по городу. Он спросил, а что собираешься делать сегодня, я сказала, что опять пойду, погуляю. Он мне в ответ, ну конечно, пойдешь, сядешь на берегу, замедитируешься, а потом хвать, а рюкзака то нет! И говорит: «Я тебя познакомлю с одной женщиной, она итальянка, давно живет в Индии, она проводит тебя в одно тихое место.» Он попросил одного из своих людей съездить за ней. Очень быстро вернулся человек с женщиной, которая была очень рада возможности пообщаться с русской девушкой.

Звали ее Vasu Dev Das жила она рядом с ашрамом Sitaram и звали ее еще по-этому Sitaram Baba. Она вайшнава, то есть поклоняется богу Вишну. В Индии она жила 16 лет, приехала, когда ей было 35. Она отвела меня в сикхский ашрам Nirmal, который находился недалеко от ресторана. Она представила меня заместителю настоятеля ашрама: прекрасному веселому дедушке с седой бородой, сказала, что я первый раз в Индии, путешествую одна, и мистер Сингх попросил отвести меня посидеть несколько часов в тихом спокойном месте. Интересно она здоровалась с ним и представляла себя: я такая-то, такая-то, мой учитель и мастер тот-то, тот-то. Он спросил меня о моих дальнейших планах, я сказала, что потом собираюсь в Хайдакхан, а потом в Варанаси. Он засмеялся и сказал, зачем же так много ездить, да к тому же в переполненный людьми Варанаси, ведь мир и счастье внутри нас! Он немножко поводил меня по ашраму и показал где что находится. Они молились там и занимались кундалини-йогой. Он проводил меня в небольшую комнатку для молитв, в смежной комнате находилась большая люлька, в которой лежали священные книги, они периодически нежно укачивали их. Дяденька сел перед священной книгой и стал молиться, я же села недалеко и закрыла глаза. Внезапно с моим вниманием стало что-то происходить: оно стало большим и каким-то таинственным способом стало принимать разные формы: вертикально вытягивалось в трубочку, становилось шаром, цилиндром, распространялось по горизонтали! Такого раньше со мной никогда не было, да и после тоже. Это было совсем нестрашно, но очень необычно. После того, как дедушка закончил молитву, все прекратилось, осталось только приятное блаженное состояние. Дедушка сказал, что он пригласил меня в свою молитву. Он ушел, оставив сидеть меня в этой комнатке, сколько мне хочется, что я и сделала.

Мы договорились с Vasu Dev Das, что я приду к ней домой на обед. Она написала мне адрес на бумажке и рассказала, как добраться до нее. Надо было доехать на авторикше до Gurudwara Temple: сикхского храма, пройти вперед и повернуть направо, там, напротив маленькой булочной находилась дверь в ее дом. Домик совсем небольшой с маленьким садом во дворе, кухня и две комнаты. Очень, не по-индийски чисто. На обед пришли ее соседи, многих из них она знала еще маленькими мальчиками. Стали готовить обед. Медленно и неспешно. Мы дома привыкли все делать быстро, времени постоянно не хватает. Готовишь быстро и не замечаешь, как съедаешь еду. Здесь же: медленно перебрали рис, поставили варить, очистили от стручков зеленый горошек, поставили тушить, очистили и порезали лук, почистили и порезали длинную редиску, достали специи и простоквашу. Посуда одноразовая, спрессованная из больших листьев какого-то дерева. Ее после еды просто выкидывают на улицу, где ее подбирают коровы. Безотходное экологичное производство. Весь обед вместе с неспешным приготовлением занял часа три. Мне все время приходилось внутри себя тормозить и успокаивать, так как постоянно хотелось куда-нибудь бежать и что-то смотреть. Еда оказалось неожиданно вкусной. Простокваша называется курд. Сочетание рис, редиска, горошек, лук и простокваша оказалось удачным. В конце обеда пили чай со специями. После обеда, договорившись с Vasu Dev Das встретиться завтра на обед в Чотивале, я продолжила свои хождения по берегу Ганга в районе Muni ki Reti.

Когда шла среди сувенирных лавочек возле Ram Jula, видно у меня совсем было каменное лицо. Навстречу шел парень, одетый как садху в оранжевые одежды с палочкой, прихрамывая. И вот, поравнявшись со мной, он неожиданно остановился, заглянул мне прямо в лицо своими веселыми глазами и показал язык! Конечно, тут я просто не могла удержаться и расхохоталась, каменная маска слетела с лица! Еще мне очень понравился храм Шивы, который находится на площади рядом с Laxman Jula. Храм похож на современный, в центре находится гигантский шивалингам. Место это для меня было очень приятным и родным, подолгу я там сидела, а меня никто и не выгонял, даже дали циновку, на которой сидеть. Один раз даже начали пуджу, когда я пришла.

Вечером в отеле в ванной обнаружила гигантского паука, в испуге позвала служащего. Он засмеялся и сказал, что он не ядовитый и предложил его убить, я в ужасе отказалась. Так паук и остался жить у меня в ванной, только вот оставшееся время моего пребывания он провел сидя тихо под раковиной. Я к нему заглядывала и здоровалась с ним. Когда написала домой SMS про гигантского паука, который живет в ванной, мне ответили, а крокодила у тебя там нет случайно, и спросили в Индии ли я или где-нибудь еще. На балкончике, перед моей дверью часто ходили большие, защитного цвета ящерицы. Еще было смешно, когда я часов в одиннадцать по местному времени (половина десятого по московскому) легла спать, мне позвонили с работы и единственное, что я услышала, был удивленный возглас: «О, она взяла трубку!» Как выяснилось позже, они сидели, как водится до ночи на работе, вспомнили меня, представили меня лежащей где-нибудь в горах в спальнике и решили проверить, работает ли там мобильник.

Утром 14 марта я как обычно пришла к дорогому мистеру Сингху завтракать.
Рассказала о том, как провела день и сказала, что завтра у меня поезд до Морадабада, чтобы потом ехать на такси до маленького городка Хальдвани. Мистер Сингх сказал, что так делать не надо, что завтра выходные и начинается праздник Холи, поэтому на улице не спокойно и много пьяных и обкурившихся гашишем людей. Он пожалел, что мы не находимся в штате Пенджаб, где живут в основном сикхи. Сказал, что там чисто, красиво и спокойно. Люди более достойно себя ведут. Кроме того, он сказал, что до Хальдвани можно добраться на автобусе всего за четыре часа. Потому он мне посоветовал остаться до понедельника здесь, а билет сдать.

Праздник Холи - это праздник прихода весны. Вечером на улицах городов зажигаются огромные костры, эта традиция отражает кремацию демона-женщины Холики, подосланной убить младенца Кришну. Помимо Кришны важную роль в праздновании Холи играет бог любви и удовольствия Кама, который в эти дни во многих районах Индии является главным божеством. Во время Холи индийцы поливают друг друга подкрашенной водой, осыпают цветной пудрой, поют эротические песни и предаются разнузданному веселью.

Мистер Сингх сказал мне, что в ашраме Saccha Dham принимает посетителей американская женщина, которую зовут Shantimayi, и которая считается святой. Он спросил, хочу ли, я ее увидеть. Я неуверенно сказала, что, да, так как на самом деле не очень понимала надо ли мне ее видеть. Дедушка обрадовался, позвонил в ашрам и сказал, что завтра в одиннадцать утра меня там ждут. В это время в ресторане находился один немец. Он очень агрессивно спросил меня, а я вообще-то знаю, какой вопрос я хочу задать Shantimayi? Понимаю ли я, что она очень занята, что очень много людей с серьезными вопросами хотят ее видеть и что по пустякам отрывать ее просто нехорошо? Или говорит, вы собираете гуру и святых людей как марки в альбом?

Скорее всего, мое состояние в Индии было измененным и более ранимым, потому что его слова меня задели до слез. Так как я уже закончила завтракать, я отправилась на авторикше в сторону Ram Jula. Слезы катились из глаз, я все время задавала себе вопрос, а что же я собственно хочу? И тут рядом сидящий дедушка индус, чтобы утешить меня ласково погладил меня по руке. До обеда ходила и успокаивалась. Смешно было, когда, поднимаясь в гору, столкнулась с индуистским брамином, который со своим хозяйством шел по дороге, он не растерялся, тут же поставил мне на лоб красную тику, дал прасад и отработанным движением протянул сосуд для подаяний: денег давай! Очень это было комично.

Наконец-то мы встретились с Sitaram Baba в ресторане. Она увидела, что я пью воду из бутылок и сказала, что лучше пить воду из кувшина. Не так давно в газетах писали о скандале, связанном с тем, что пластиковые бутылки делали из ядовитых отходов и что не всю воду из бутылок можно пить. Вот и не знаешь, что лучше! Я спросила ее, болела ли она когда-нибудь в Индии. Она сказала, что серьезно только один раз, когда ее укусило какое-то насекомое в руку, и рука стала распухать. Муж отвез ее в больницу, там ей дали какую-то жидкость, которой она мазала руку. Рука не проходила, болела все сильнее. Врачи дождались, пока нарыв созрел, и вскрыли его, после этого очень быстро рука прошла. В больнице она насмотрелась всяких страшных вещей, вроде людей после автомобильных аварий. Надо сказать, что индийская неспешность и медитативность конечно оказала влияние на Vasu Dev Das, но она по-прежнему, как все итальянцы очень любила поговорить.

Вот что она рассказала о себе. Она была ландшафтным архитектором в Италии, в Индию приехала жить вместе со своим мужем и больной мамой, так как устала от западного образа жизни, когда все куда-то спешат, а спешить то некуда, все равно все спешат только к смерти. Жили они с мужем тем, что отправляли вещи из Индии на продажу в Италию. Она выучила хинди, иногда подрабатывала уроками. Много времени она путешествовала по Индии с мамой в инвалидной коляске, у которой был сахарный диабет. За время пребывания в Индии и от лечения аюрведой у мамы прошли ужасные язвы на ногах, и стала она чувствовать себя гораздо лучше. Восемь лет назад мама умерла. У Vasu Dev и ее мужа был один учитель: дедушка вайшнав, который жил в лесу рядом с Ришикешем, он был бесконечно добрый, простой, спокойный и приветливый ко всем ж
Автор
Опубликовано 2007-01-05 22:48:39
Регион Индия
Тип Опыт путешествий
Статус Просто люблю путешествия

Контактная информация автора доступна только зарегистрированным пользователям.

Зарегистрироваться Авторизация



Быстрая и простая регистрация!


Зарегистрироваться

Авторизация

Поиск по базе: