Индийские дороги
Индийские дороги.

За четырнадцать дней нашего путешествия по Индии мы проехали четыре с половиной тысячи километров. В Гималаях у нас была одна машина, а в путешествии по Центральной Индии – другая. Машины эти были индийского производства – маленькие не слишком комфортные, но довольно таки надежные. За все это время было всего две поломки, причем именно там, где это было нужно нам (без комментариев).

Об индийских дорогах можно, наверное, написать целую книгу. Это отдельный мир с чрезвычайно богатой и разнообразной жизнью. У иностранцев создается впечатление, что все население Индии постоянно куда-то едет. Конечно же, это не так. Но поскольку индийцев уж очень много (более миллиарда), а железнодорожное сообщение налажено далеко не идеально (авиаперелеты же, слишком дороги для большинства жителей Индии), то автомобильные дороги используются на полную мощь. Надо сказать, что кое-где они довольно приличного качества. Как правило, это платные дороги, въезжая на которые водитель платит от 10 до 30 рупий (1 доллар равняется примерно 45 рупиям). Там же где дороги бесплатные их состояние варьируется от более-менее приемлемого до совсем уж отвратительного, причем с преобладанием последнего. Перефразируя известный анекдот об индийском кино можно сказать, что дороги бывают хорошими, бывают плохими, а бывают еще и индийскими. Причем эти индийские дороги часто настолько узки, что совершенно непонятно, как на них разъезжаются встречные машины.

Правила дорожного движения в Индии, наверное, все-таки есть. Но они сугубо виртуальные, потому как каждый водитель придерживается своих собственных правил в зависимости от того, на какой машине он едет. Чем машина круче или больше по размерам, тем больше у ее хозяина прав и меньше обязанностей. Увидеть дорожные знаки между городами я специально пытался некоторое время, пока не надоело. Впрочем, они все же встречаются, но крайне редко. И опять же, водители на них, как правило, не реагируют.

Взаимоотношения водителей и их машин на дорогах очень напоминает жизнь животных в джунглях, где главное размеры и сила. Самый страшный зверь индийских дорог – это трактор с прицепом (в них едут женщины на омовение, дети в школу и просто индийцы по разным важным неотложным делам). Их (тракторов) довольно таки много и они не боятся никого, кроме машин полиции и государственных чиновников (от полицейских не сходя с трактора можно и палкой по голове получить). Все остальные им глубоко «по барабану». Поэтому, например, выезжая на главную дорогу, водитель трактора и не подумает пропускать того, кто по ней едет, если это, конечно, не более крупный трактор.

К страшным зверям индийских дорог можно отнести и грузовые автомобили ТАТА местного производства. По размерам они чуть меньше КАМАЗов, а по наглости водителей многократно превосходят наших камазовских драйверов. К тому же, что бы хоть что-то заработать водителям индийских грузовиков приходится работать на износ, и ездят они в основном во второй половине дня и по ночам. Чтобы не заснуть за рулем многие индийские шоферы постоянно жуют бетель, отчего находятся в состоянии легкого наркотического кайфа. А в этом состоянии на остальных участников дорожного движения внимание обращаешь в последнюю очередь. А потому картина, когда перегруженный (со всех сторон свисают тюки и т.п.) грузовик едет себе ночью посреди дороги, подвигаясь только, когда навстречу едет такой же его собрат, довольно таки типичны для индийских дорог. И только лишь после многочисленных и противно громких сигналов всякой мелкой шушары (легковых машин) драйвер ТАТЫ может соблаговолить немного принять в сторону.

О клаксонах стоит упомянуть отдельно. Над индийскими дорогами с утра и до глубокой ночи, а на оживленных трассах и ночью, стоит непрерывный рев автомобильных гудков. Часто только с помощью сигнала можно сообщить едущему впереди водителю, что вы хотите его обогнать, так как зеркала заднего вида на большинстве машин либо отсутствуют совсем, либо находятся в таком положении, что в них ничего не увидеть (по причине узких дорог, особенно в городах). Но порой у нас создавалось впечатление, что гудки используются не только в целях сугубо практических, но еще и потому, что индийцам уж очень нравится издавать разного рода громкие звуки. Когда мы возвратились на родину тишина на наших дорогах и городских улицах казалась чуть ли не вызывающей и даже пугающей.

Но вернемся к описанию многообразных проявлений жизни на дорогах индийских. Кроме вышеупомянутых «страшных зверей» (к ним следует добавить и местные автобусы), на них встречаются многочисленные представители колесной фауны не столь пугающие – легковые автомобили, моторикши (именуемые в простонародье «тук-туками»), мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велорикши и велосипеды. Но и это еще не все. Постоянным участниками дорожного движения в Индии являются и представители фауны обычной: гуляющие повсюду коровы, буйволы перевозящие груз и стада буйволов перегоняемые по дорогам, лошадки разных размеров, верблюды, ослики и изредка слоны. На горных же дорогах часто встречаются козы, бараны и обезьяны. Последние ведут себя самым наглым образом. Не раз и не два нашей машине на приличной скорости, рискуя оказаться на дне ущелья, приходилось объезжать сидящую в медитации посреди дороги мартышку. Обезьяны, похоже, прекрасно знают, что для большинства индийцев ахимса (ненасилие) не пустое слово, а руководство к действию (точнее к бездействию), и поэтому уверены, что вреда им никто не причинит. Впрочем, это касается и дальних родственников этих (и других) обезьян, славных представителей рода «гомо сапиенс». Пофигизм индийцев на дорогах можно объяснить разве, что их верой в карму («от судьбы не уйдешь») и реинкарнацию («в следующей жизни все будет гораздо лучше»). Они переходят дорогу часто даже не обращая на нее никакого внимания, а на велосипедах ездят по два и даже по три человека в ряд, индифферентно относясь к сигналам, проносящихся мимо в сантиметрах от них машин. Реакция водителей на все эти проявления общенационального фатализма нам также казалась странной. Там где наш водитель, выскочив из машины уже полчаса бил бы монтировкой нерадивого пешехода, драйвер индийский обходится укоризненным взглядом и непродолжительным бурчанием. Ахимса, однако…

Надо сказать, что западному человеку с неустойчивой психикой ездить в легковых автомобилях по индийским дорогам не желательно. Если на Западе люди попадают в аварийные ситуации довольно редко, то в Индии на дорогах не аварийных ситуаций (с точки зрения западного человека) похоже просто не бывает, и особенно это относится к улицам больших городов (Дели, Джайпур, Варанаси, Аллахабад и др.). И что самое удивительное при всем этом аварий как таковых мы практически не видели. Мастерство ли водителей тому причина, или покровительство индийских богов (а у каждого водителя в машине обязательно имеется небольшой иконостас), сказать сложно, скорее всего, и то, и другое. Но там, где мы с замиранием сердца ожидали страшного столкновения, наши драйверы не успевали даже испугаться и без особых проблем в буквальном смысле разруливали ситуацию.

Впечатлительным особам, отправляющимся в Индию можно разве что посоветовать захватить с собой успокоительные средства. Или же, что представляется более оптимальным, уменьшить свою впечатлительность и стать стрессоустойчивым с помощью тех или иных психотехник. Причем это важно не только относительно передвижения по индийским дорогам, но и при непосредственном столкновении с некоторыми другими реалиями обыденной индийской жизни (например, совершаемой некоторыми индивидуумами во время омовения ритуальной чистке языка в Ганге в месте, где в воду сливается канализации, сбрасывается мусор и остатки сжигаемых трупов).

Но вернемся к нашим, то есть не нашим, а индийским, дорогам. Техническое состояние большого количества передвигающихся по ним транспортных средств вызывает, по меньшей мере, недоумение по поводу того, как ЭТО вообще может еще ездить. Недоумение, переходящее в восхищение или в ужас, в зависимости от ситуации, вызывает и способность индийцев набиваться, извините за банальность, как шпроты в консервную банку, в автобусы, легковые машины, «тук-туки», кузова грузовиков и тракторов. Когда-то газеты писали о том, как в обыкновенный «Запорожец» забралось с десяток человек. И это преподносилось как рекорд. В Индии таких рекордсменов пруд пруди. Мы сами неоднократно были свидетелями, как в «тук-тук», в который мы едва помещались втроем, набивалось двузначное число пассажиров. А автобусы со свисающими со всех сторон и едущими на крыше пассажирами для индийских дорог явление совсем уж привычное. И даже на обычном мотоцикле, который по определению больше двух человек вместить не может, индийцы умудряются ездить вшестером: посредине отец семейства, перед ним два маленьких ребенка, за ним один ребенок постарше, за которым сидит мать, а у нее руках еще один совсем маленький ребенок.

Человеку впервые попавшему в Индию первое время кажется, что на дорогах Индии и особенно на улицах городов царит Хаос. Но со временем начинаешь понимать, что и в нем есть некая упорядоченность и возникает иррациональное чувство, что этот Хаос не что иное, как некое из возможных проявлений Порядка. Индийского порядка, конечно…

Автор
Опубликовано 2005-10-07 21:36:42
Регион Индия
Тип Опыт путешествий
Статус Просто люблю путешествия

Контактная информация автора доступна только зарегистрированным пользователям.

Зарегистрироваться Авторизация



Быстрая и простая регистрация!


Зарегистрироваться

Авторизация

Поиск по базе: