Погружение в иную реальность: Индия, 2700 км за 2 недели.
Погружение в иную реальность: Индия, 2700 км за 2 недели.
Бомбей-Северное Гоа-Бангалор-Путтапарти-Бомбей, ноябрь 2004г.

Данное описание задумывалось как техническое руководство по прохождению маршрута с минимальными «лирическими» отступлениями - настолько, насколько это возможно. Но не получилось, впечатления поперли наружу. Нехай будэ так. Этот текст предназначен только для интернет-сайтов, поэтому все описано как оно было на самом деле.
Мы – это К. и Н. Это первое наше путешествие в Индию, хотя у нас имеется некоторый опыт самостоятельных путешествий разной степени экстремальности.
Основная мысль данного описания – показать, что такое путешествие вполне реально. Мы поимели массу удовольствия и адреналина. Это настоящий отдых для тех, кто не любит лежать овощем на пляже и смотреть на мир только из окна туристического автобуса. Все, что мы знали о стране – аналогичные описания с сайтов www.India.ru и www.awd.ru/travel.htm, туристические путеводители и рассказы друзей, которые там побывали. Мы канешна мним себя людьми образованными и начитанными, но изначально оказались не готовы увидеть то, что увидели, покинув заметенную снегом Москву. Это не просто «заграница», это, sorry за банальщину, «другой мир».
Пересчет денег:
$1 ~ 45 Rs; 30 руб ~ 50 Rs (т.е. если вещь стоит напр. 140 Rs, то 140/50=2,8~3 и соотно 3*30=90 руб)
Список полезных вещей:
- деньги – лучше иметь часть бумажками по $50 – так удобнее менять понемногу.
- с чем ехать? Однозначно в таком путешествии нужен небольшой удобный «анатомический» рюкзак (у нас – Salewa, 35л.) - в багаж его сдавать не надо, долго носить не внапряг, в такси и автобус влезает запросто – никаких сумок и чумаданов!
- маленький рюкзачок, один на двоих, для ежедневного юзания – деньги, фото, вода, очки etc.
- вещей надо брать по-минимуму: шорты, пару футболок, кепка (обязательно!); больше ничего не пригодилось, а прикольные шмотки мы купили в Гоа на базаре.
- хорошие сандалии – не вьетнамки, не шлепанцы, если вы собрались много ходить. В "красовках" по жаре перемещаться нереально.
- большая простыня и свое полотенце – везде, кроме Гоа, белье в отелях полное дерьмо!
- фонарь – очень пригодился (световой день в тропиках короткий с 7-30 до 19-00), свечки (с собой) и благовония (можно купить на месте) для уюта и интима.
- большая бутыль виски из Дьюти Фри – до Гоа с хорошим пойлом м.б. напряги; сигареты (либо табак для закатки слимов) на все время отдыха – все местные сигареты – солома.
- фляга в виде пластик.бутылки 0,5л – в Индии распитие в общественных местах строго запрещено, м.б. проблемы. Русского человека не надо учить пить втихаря.
- Фото, плеер, диски, телефон, зарядник; записная книжка и писало – иметь с собой всегда.
- веревка – в гостиницах понятие «шкаф» - отсутствует, мы натягивали веревку и вечером вешали шмотки. Так они проветривались, не отсыревая за ночь.
- кружки, миска, ножик, туал.бумага, салфетки и обязательно влажные салфетки, и побольше!
- естественно, свое мыло (бактерицидное) и шампунь. А также марганцовка и спирт для (наружной) дезинфекции, крем от загара и прочие крема, кому чиво нада.
- велозамок (в виде тонкого троса с замком), можно один на двоих - пристегивать шмотки в стремных местах, запирать дверь бунгало, etc.
- сувениры для хороших людей (мы взяли открытки с зимними видами церквей) – раздали почти все, на обороте писали свое мыло и пожелания.
- сухое печенье, орехи – это еда в поезде.
Список бесполезных вещей (прокатались на край света с нами зря):
- кипятильник, чай, кофе.
- бритва (за две недели так и не воспользовался, в конце вид имел прочеченский).
- книги (кроме путеводителей) – не прочел ни строчки, и так впечатлений передоз.
- рыбные консервы – прошли с нами всю Индию и были съедены в Москве по-приезде – дома как раз жрать было нечего.

0-й день, 22-11-04. Итак, в 1-40 ночи мы прибыли в чудесный город Мумбай, и сразу же началось погружение в другую реальность… Жарко. Темно. Вокруг одни индусы. Букет запахов сшибает с ног. Почти сразу же у меня началось обещанное «очищение» организма. Мы оказались на другой планете в незнакомом городе среди ночи. У нас была пара адресов гостиниц из Lonely Planet, но насколько возможно найти их ночью в чужом городе? Мы решили не рисковать, и обратились к услугам ларьков-типа-агенств по размещению в аэропорту. Из описаний мы знали, что с ценой и удаленностью от центра обманут примерно вдвое, так оно и вышло. Заплатили 1050 рупий за номер, даром, что такси входит в стоимость.
Сравнение канешна глупое, но т.к. сравнить более не с чем, все-таки скажу, что панорама за окнами машины напоминала голливудский фильм категории «В» про крах цивилизации после ядерной войны. Полуразрушенные темные дома без стекол, костры на обочинах и в темных переулках, корявые бетонные закопченные заборы, сотни спящих людей - в хибарах без стен, в припаркованных машинах, на раскладушках, просто прямо на дороге на каком-то тряпье, кучи мусора и все такое.
В гостинице нам сразу начали парить, что завтра забастовка, никто не работает, «в такси не содют» и все такое… что они сами нам купят нам билеты в Гоа, а нам лучше сидеть в гостинице и ждать. В ответ все сразу были посланы, утром мы подхватили рюкзаки и вышли на улицу… Они сказали, что «до вокзала прямо, 10 минут пешком»…
1-й день, 22-11-04, 9-00 утра. На улице сразу начался «культурный шок». Началось то, о чем в путеводителях не пишут. По-ходу выяснилось, что мы оказались не в даун-тауне, а ближе к окраине и соотно мы имели возможность наблюдать жизнь простых мумбайцев во всей красе… собственно за этим и ехали! Думаю, что нигде в мире такого больше не увидишь – население 17 млн. на площади гораздо меньше, чем Москва, и из них примерно 5-6-7 млн. живут на улице, со всеми вытекающими последствиями, в прямом смысле слова. Жарко, но терпимо. Извилистая узкая улица идет вниз, типа старых переулков в Ялте. Дома – маленькие, облезлые 2-х этажные курятники, к ним пристроены лавчонки из гофрожелеза и лачуги из бамбуковых жердей, картона, целлофана и тряпок. Повсюду люди – стоят, идут, едут, толкают повозки; едят, спят или сидят прямо на мостовой, перебирают какое-то зерно (на проезжей части!), дети роются в кучах отбросов, бабушки плетут что-то из пальмовых листьев… А среди всего этого дымят рикши, сигналят машины, велосипеды, идут пешеходы… и мы… Я подумал «мы смотримся тут типа папуасов в боевой раскраске на Тверской», но быстро понял, что все вокруг абсолютно индифирентны и погружены в свою жизнь, до нас им нет никакого дела. Подумаешь, двое белых с ошалелыми глазами… Отрадно отметить - мы оказались людьми с крепкими нервами, и культурный шок в целом за полдня прошел, хотя сначала ощущение было такое, что это все не взаправду, такого не может быть, мы не здесь, это нам такое кино показывают…
Скажу еще, что те кто был и в Мумбае и в Дели говорят, что в Дели круче (там, говорят, 20 млн. жителей и картонные хибары в четыре этажа!), хотя я все думаю - куда уж круче!
Стекол в домах почти нет, это дорогое удовольствие, только для богатых; в лучшем случае решетки.
Далее эта улица перешла в базар, который перешел в ж\д станцию. Я сразу сказал, что это не центральный вокзал, уж больно галимая была местность – две обшарпанные платформы и пыльный павильон-сарай. По-английски вокруг вообще никто не говорил, но на платформе мы узрели полицейских, и стали их пытать как попасть на Centeral Rw.St. Полицаи прикольные – главный вооружен облезлой винтовкой образца 1900-го года, остальные – бамбуковыми палками…
При этом везде все полицейские культурные и доброжелательные к белым, хорошо говорят по-английски и знают местность в отличие от многих других добровольных советчиков; если что – обращайтесь к любому полицаю без стеснения.
…Они сказали – ехать до Centeral Rw.St. Victoria на электричке 40 минут… Тут мимо проехала электричка, и мы поняли, что ехать на ней без мазы. Представьте себе угловатый вагон с тремя дверями. Только «дверей» нет – просто проемы; «окон» тоже нет – вместо них решетки. Внутри сидений нет – крашеный пол и стены. И люди… стоят, свисают гроздьями из этих проемов, внутри сидят друг у друга на головах. На крыше не сидели, врать не буду, но что-то близкое к этому.
ИМХО: в Индии для белого человека – only такси или рикша, очень экзотично и недорого. Днем ходить пешком на большие расстояния нереально – жарко и местами грязно (валяется говно).
! В Бомбее в down-town рикш не пускают, только такси, учтите это!
Как пользоваться такси: в долгие беседы на ломаном английском о цене не вступать, снаружи (!) есть таксометр, по-ихнему ‘meter’. Надо спросить: Dos it meter work correct? Если да, то: To [Centeral Rw.St.] by meter, no bakshish! У каждого таксиста есть замызганная карточка-таблица, на которой прописана цена в зависимости от показания meter’a. По ней и платить.
Так или иначе, но мы прибыли в даун-таун на вокзал, нашли кассу для иностранцев (правое крыло вокзала, второй этаж), купили билеты в Гоа и обратно, карту города (полное Г.) поговорили с белым народом, по их совету застолбили другую гостиницу…
Рекомендуем, но не очень – hotel Sea Lord, по местным меркам не самый отстой, а находится в 5 минутах езды от вокзала и 15 минутах ходьбы от центра города. Стоит прим. 400-600 тугриков за ночь. Полно иностранцев – в основном тусовся молодежь на пути в Гоа, в Дели и т.д.
…и отправились осматривать окрестности.
Общее ощущение такое, что «немцев только что выбили из города и вернувшиеся беженцы пытаются начать новую мирную жизнь». Писать про Бомбейский down-town можно долго, да вы сами все увидите.
Запомнился почему-то секюрити у входа в отель Victoria – тощий, маленький, обросший и небритый. Черная форма такая застиранная, что уже почти серая, нашивки полустертые, погоны отвалились – ну прям махновец из концлагеря какой-то.
Такой замут: идет улица, движение по две полосы в каждую сторону. Тротуара нет. Вплотную к крайнему ряду, там где должна быть обочина, прилеплены лачуги из фанеры и прочего подручного материала. Перед ними какие-то бочки, ящики, тряпье и разные пожитки. Там же горят костры, готовят еду, моются (!), бегают дети, мамаши пеленают младенцев прямо на асфальте… Особенно сильно все это выглядит вечером – народ укладывается спать прямо на левой (крайней) полосе, и для проезда остается только один ряд! В темноте видно, что во многих лачугах горит электричество и светятся голубые экраны (!) – народ смотрит телевизоры… И тянется это дело на многие километры… Кое-где такие «дома» в два этажа, и наверх ведут бамбуковые лестницы. Часть этих строений является еще и лавками по-совместительству, а еще я видел «храмы», встроенные прямо в ряд лачуг.
Запомнилась еще первая еда в Индии: в каком-то ресторане на крыше 4* отеля, с видом на грязный залив, тыкаем в меню практически наобум… приносят что-то… нечто… посуда вроде чистая… жрать охота ужасно, глотнули из фляги из-под стола… я со вздохом взялся за ложку и закрыл глаза от страха… теперь канешна смешно, но тогда все виделось иначе. А еда оказалась вкусная!
Однако очень прочищает мозги – Н. сказала, что у меня уже очень отдохнувший вид – черные круги под глазами сразу прошли, сами глаза как 5 копеек и блуждающая дурацкая улыбка на лице.
Начал делать фотогаллерею изделий индийского автопрома, думаю дома оценят, такое тут ездит по улицам! Особенно прикололся с грузовиков, такие «Махиндры»: сами огромные, кабины деревянные, резные, вручную расписанные… или наоборот такой low-tech: склепаны из железных листов, как броневик у Ленина… и мотороллеры: есть размером почти с Газель, но при этом трехколесные…
Новых машин практически нет, крутые тачки тут – это Дэу Матис и Хюндай Акцент, остальные 95% - привет из 50-х годов, типа Москвич-403 и Волга-21, только меньше размером. Вообще машина для индуса – это культ. Сам он может быть оборванный, жить в картонной хибаре, но машина чистая, разукрашенная, внутри салон hand-made, алтарь и всякие «висюльки».
… К вечеру, в гостинице, после того как мы умылись с марганцовкой, помыли руки со спиртом и основательно хлебнули вискаря из бутылки, стало казаться, что наоборот - все события последних месяцев в Москве (типа трудности на работе и все такое) совершенно нереальны, это там кино, а жизнь тут… и она такая… ничего другого не существует, снег и Москва – это легенда…
Город вечером – это просто неописуемо: народу тыщи, повсюду горят какие-то жаровни, «белые воротнички» с портфелями едут домой на мопедах, молодежь гуляет, стремная публика в темных подворотнях. На каждом квадратном метре улицы чем-то торгуют… например чемоданами… зачем им столько чемоданов, что они туда покладают?… темнота, жара, запахи, крики торговцев «Мале! Мале!»... Стоя на центральной площади курим и прихлебываем вискарь … Где я? Кто я? Куда это я?
Некоторые рекомендации по Мумбаю:
- Сразу купите билеты в Гоа или куда вам надо, а также обратные билеты. В Индии можно в одной кассе купить билеты на любые направления и на любую дату.
- Никогда не платите вперед; как только индус получил от вас деньги, он теряет к вам интерес. В отеле прежде чем платить и регистрироваться, попросите показать номер, а лучше несколько. В одном могут быть проблемы с водой, в другом – с вентилятором, или со светом; надо выбирать. Чтобы работало все и сразу – такого в Бомбее не бывает, такое только в Гоа.
- Пить вискарь с утра ине забывать прихлебывать все время. Постоянно, как есть возможность мыть руки и вытирать их насухо. Пить и чистить зубы водой только из бутылок. Nixt водопровод!
- Есть можно только в ресторанах при 4*-5* отелях, на улице, в ихних «кантинах» – не в коем случае.
- Такси по центру стоит 50-150 Rs в зависимости от расстояния; от центра до аэропорта 270 Rs.
- Смотреть кроме самого «городского индийского колорита» нечего, ИМХО - все «достопримечательности» типа Gate of India - полный отстой. Но город, особенно вечером, в темноте – это надо видеть, потом будет сниться!
- Можно поехать на экскурсию на о. Элефанта в пещерный храм 5-го века – нас сильно впечатлило.
- Все. Мумбай – не туристический центр, а перевалочный пункт для белых людей. Но еще раз – это надо видеть своими глазами!
2-й день, 23-11-04, подъем 5-30 утра. Поезд в 7-00, решили быть на вокзале пораньше, говорят, всякое бывает… Мы читали, что на вагонах должны быть списки пассажиров. В 6-30 подали поезд, списков нет. Нет и номеров вагонов. Но стоят служители в красных рубахах, показываешь им билет, и они за 20 Rs готовы показать твое место. Потом мы разглядели и номера вагонов – они мелко написаны мелом (!) на вагоне среди других каких-то цифр и букв…
Всегда держите рюкзак при себе крепко – в гостинице, на вокзале, при выходе из такси сразу найдется куча добровольных помощников, которые будут пытаться выхватить его у вас и поднести, а потом, соотно требовать бакшиш. Т.к. услуга уже оказана, то придется платить. Мы ни разу на это не попались, «все свое ношу с собой и сам!»
Поезд: «AC-вагон» типа нашего плацкарта, только все три полки «спальные», внутри чисто и прохладно. Публика приличная – белые и богатые индусы. Купите на вокзале воды, то, что носят разносчики, может иметь стремный вид. Еда только своя. Курить можно в туалете, т.к. тамбура в нашем понимании нет, там место проводника. Остановки не объявляют, надо спрашивать.
… Поехали, за окном начались такие виды… Я забыл про сон, раскрыл глаза, разявил варежку, поставил на плеере «Океан Эльзы» для усиления эффекта…
Наверное в любой стране местность вокруг ж\д не супер, в России тоже отстой, но это! Живописать можно долго, не буду, просто пару примеров:
- вы видели на подъездах к Москве такие самозахватные огороды, уныло тянущиеся вдоль полотна начиная прямо от МКАД? Так вот, в Индии они начинаются прямо за Centeral Rw.St. и находятся МЕЖДУ ПУТЯМИ. Так растет рис. Вдоль ж/д полотна сплошным рядом лепятся лачуги.
- еще вчера я сказал Н.: «тут живут везде, пустых домов нет!». Через какое-то время Н. толкает меня, показывая в окно на какую-то черную, страшную, закопченную, полуразрушенную 5-и этажную развалину и говорит: «смотри, смотри, ну в этом-то точно никто не живет!»… видим тряпки в окнах, дымок и людей, слоняющихся вокруг… нет, живут! Через какое-то время : «смотри, ну уж в этом точно не живут, у него крыши нет!… нет, и в этом живут…»
- в туалет индусы из окрестных трущоб ходят на ж\д пути – пока не выехали из города мы наблюдали сотни голодранцев, сидящих и срущих вдоль путей. Само собой – помойка у них находится там же, где и туалет.
Сельская местность тоже удивила, я все думал «их больше миллиарда, аграрная страна, сумашедшая плотность населения и все такое, ну где же это население?» изредка виднелись «деревни» - 5-7 штук тех же лачуг, крытых черным полиэтиленом; «станции» - те же хибары. Может мы не там ехали?
… К вечеру паровоз дотащился до Гоа, мы вышли на станции Тивим и в компании студентов-словенцев отправились в Вагатор (20-30 мин на такси, содрали 300 тугриков как с лохов)…
Адрес гостиницы у нас был, по рекомендации друзей, которые там жили раньше. Рекомендуем:
Hotel Dolrina, Vagator – 350 Rs в день за номер с вентилятором, приличным душем, балконом и большой койкой. Находится немного в глубине, в переулке (есть вывеска на столбе на основной улице), что оказалось ценно – внутри сад, тишина, столики под зонтиками на газоне, птички поют и все такое. Хозяин – пожилой христианин, похож на отставного плантатора. Есть сейф, аренда и стоянка байков, заказ билетов и все прочие услуги.
… Раскурившись со словенцами мы отправились «в народ»…
В Гоа мы пробыли 6 дней. Всего 6 дней. 6 коротких дней и ночей… УЖАСНО МАЛО!!! Это лучший курорт, как я себе представляю понятие «курорт».
Во-первых там все пляжи (beaches) «по интересам», и если ты знаешь, чего тебе надо, то за все время пребывания в Северном Гоа ты не встретишь практически ни одного человека, которого тебе было бы неприятно видеть – никаких жирных немцев, никаких «руссо туристо – облико морале», никаких разъетых америкосов – вокруг только «типа-свои»! это очень приятно! Большинство дорогих гостиниц расположены в Южном Гоа, они популярны среди богатых индусов и отдыхающих из Европы, юг предназначен для спокойного буржуазного отдыха.
Во-вторых все нереально дешево: наша жизнь там стоила $10-12 в день на человека (гостиница, аренда мотика, бензин, питьевая вода, еда и выпивка – все это $10) – нереальный коммунизм!
Жизнь в Гоа в день на двоих, Rs:
350 – гостиница
150 – аренда байка
45 – 1л бензина ( примерно на день или чуть меньше, смотря как ездить)
3*15=45 – бутылочная вода
300-400 – еда (из-за жары мы ели 1 раз в день, вечером, иногда утром легкий завтрак. Самое дорогое блюдо в кафе – 120-140, в среднем 40-60)
100-150 – выпивка, ИМХО: только ром Old Monh, 140 за бутылку 0,75л
Цены на рынке Flea Market, Anjuna (заявляют / можно купить реально):
Футболка, шорты, летние штаны и др. 400-600 / 100-200
Тряпки, типа «покрывало», в зависимости от размера 600-1200 / 300-600
CD-диски – 300-400 / 100-150
Тибетская чаша с колотушкой 600 / 400 (Тибетцы меньше загибают цены, меньше и скидывают)
Такси\рикша – от 20 до 200, такси на целый день – 1000, из Вагатора в аэропорт – 500
Цена на гашиш (не торгуясь) – 500, огромный кусок, размером примерно со спичечный коробок. В описаниях про наркотики написано разное – от «легко доступны» до «суровое наказание». Реальность на наш взгляд такова – в «курортной прибрежной зоне» можно в открытую делать практически все, что угодно без последствий: ездить выпивши и обкурившись на мотике, забивать и курить в любом кафе и т.д. Но выбираясь «в люди» - в Панаджи, в аэропорт, etc надо соблюдать разумные меры предосторожности. Хотя полиция обычно белых не трогает и там.
Ну и далее по списку – все удовольствия жизни… Спали мы часов по 6-7 или меньше. На пляже мы сидели в общей сложности полдня, все остальное время ездили по штату, гоняли на мотике, общались с разным народом, сидели в кафешках, бродили по окрестностям и все такое…
Вся еда в Гоа не только чиповая, но и ужасно вкусная, так вкусно я не ел наверное никогда в жизни. Порции огромные, мы брали одну на двоих и пробовали всевозможные блюда. В основном это рис с креветками, овощами и соусами в разных сочетаниях. Если сказать «No spices», то поймут. И канешна коктейли – свежевыжатые соки с ромом или виски – потрясающе вкусно! На жаре есть совсем не хочется; утром мы пили чай с молоком, иногда еще лепешку на двоих, днем только ром с соком, а ели один раз вечером. Этого вполне хватало. Если хотите похудеть – ехайте в Гоа! 
… итак мы вышли в народ, и сразу такая сцена: перед воротами отеля маленькая площадочка – типа паркинг. Рикша высадил кого-то и разворачивается. Как там вообще можно развернуться - для меня сначала было непонятно. Посреди площадки валяются собаки, рикша медленно разворачивается вокруг них. Колесо проходит в одном (!) сантиметре от лапы собаки, а она даже головы не повернула, только глаз скосила немного – видит, что проходит и лежит, прется себе…
3-й день, 24-11-04. Была как раз среда, и соотно, Фли-Маркет в Анжуне. Туда мы и отправились – решили раз такое дело, закупить все, что надо за один раз, чтобы далее шопингом не заниматься вообще. Правильное решение – лучше потратить полдня в одном месте, чем потом в офигении бродить на 40 градусной жаре по разным лавкам и торговаться с пиндусами.
По дороге пытался расспросить рикшу о местных ПДД, так как мы решили взять мотик напрокат. У нас состоялся следующий диалог:
- I want to drive bike here, tell me about Goa’s road rules?
- There are no rules in India.
- I understand, no rules, but any basic rules?
- There are no rules.
- OK, for example: who has priority at the crossroad?
- ??
- OK, for example: This is a crossroad. Two cars go in the same time. Who can go first?
- А-а-а! Understood! Here’s a crossroad. Two cars go. All cars stop. And rickshaw goes!
- Why? Why the rickshaw goes, do he has a priority?
- No priority - Two cars go. All cars stop. And rickshaw go!
- Why?
- Rickshaw go!
Вот в такой непринужденной обстановке, поддерживая эту интеллектуальную беседу, мы прибыли:
- Фли-Маркет находится в Анжуне и занимает большую площадь от пляжа вглубь и вширь. Рикша привозит вас к «задней стороне», расположенной на поле. Лучше пройти рынок сразу насквозь к океану и бродить там в тени пальм, заходя освежиться в кафешки, чем париться по жаре в чистом поле – товары везде одни и те же. Кто любит торговаться – тому сюда, можно разыгрывать целые представления: множество актеров и фатальные сцены ухода и возвращения. Особая тема – торговцы барабанами! Но можно себя сильно не изнурять этим – я торговаться не люблю, и когда просек цены, говорил просто «150 и не центом больше!». Не первый, так второй или третий торговец велся на это.
- Повсеместно в Индии, (а на рынке в особенности) вас будут пытаться схватить за руку, чтобы привлечь внимание – торговцы, нищие, рикши и прочая достопочтенная публика. В целях гигиены это не всегда приемлемо для вас. Надо вежливо отстраниться и сказать: Don’t touch in my religion! OK? Большинство это понимает, и прикасаться к вам не будут.
- Касательно экономии времени: чем скорее вы бросите московскую привычку отвечать всем, кто к вам обращается, тем лучше. Им надо впарить свой товар и времени у них полно, они могут вещать часами; если вступать в дискуссии с каждым попрошайкой, долго и нудно отвечать каждому ларечнику No, no thanks, I don’t want bye it!, то очень скоро окажется, что уже настал вечер…
- Лучше сразу переодеться в местную одежду – она очень удобна для жары и торговцы меньше будут приставать, т.к. будут принимать вас за старожила.
Вообще, большинство индийских товаров низкого качества, плохо пошиты и халтурно покрашены. Н. купила себе синюю рубаху. Вечером слышу удивленный голос из душа: К., иди посмотри, ведь я же не такого цвета на самом деле? Захожу и загибаюсь от хохота: рубашка покрасила Н. в синий цвет, и она стала похожа на Шиву…
Остаток дня провели там же на берегу, дегустируя еду и выпивку в разных заведениях и болтая с новыми друзьями. В кафешке у хозяина прикупили гашиш – огромный кусок по нашим меркам. Это из легкодоступного, остальное надо вырубать, желательно через белых.
Еще такой прикол – в этом же заведении пошел я в туалет. Объяснили, что надо пройти насквозь кафе на задний двор, прямо-направо-налево, там он и находится. Иду – темно, ни фига не видно, вокруг какие-то сараи. Навстречу из темноты индус, я к нему:
- Excuse me, where here a toilet?
- Hi! Its India, toilet is all around!
- I know it, but where is it located?
- No, no located, all around!
- …
Там же мы встретили одного русского, который рассказал нам, что съехал из гостиницы и переселился в гамак на веранде в каком-то кафе, где хозяева бывшие русские, там и живет. Жизнью доволен. И таких персонажей там много! 
4-й день, 25-11-04. С новыми знакомыми – русскими молодоженами договорились взять такси на целый день и прокатиться по всему центральному Гоа. За 1000 Rs оговорили маршрут: Вагатор-Панаджи-Олд Гоа-храмы Понды-(Мапуса - не успели, т.к. стало темнеть)- Вагатор. Таксист спросил: Шопинг? – No shopping, only viewers, Churches, architecture, monasteries.
На первой же остановке к нам ломанулись торговцы барабанами. Действует эта почтенная публика практически по-шамански: завидя в толпе белого, а особенно «свежак» - еще не загорелого и в европейском прикиде (кто еще не успел переодеться во фриковские тряпки с Фли-Маркета), они извлекают из барабана особый звук. Звук действительно очень «ритуальный», затягивает. Если ты заинтересовался и начал крутить головой в поисках источника звука, то он пристраивается за спиной и издает еще один звук. Ты начинаешь оглядываться, и тут он появляется перед тобой как из-под земли и начинает… Времени у них вагон, поэтому он может ходить за тобой часами, пока ты не сломаешься. Но это еще не все – если ты все-таки купил барабан, то на тебя накинутся еще несколько, которые будут объяснять тебе, что барабан, который ты купил – плохой, «сувенирный а не настоящий», в нем трещины, звук не тот и все такое. А вот они-то уж продадут тебе реальный, шаманский барабан. Все это тоже будет длиться очень долго.
Наши новые московские друзья уже купили себе барабан вчера на Фли Маркете, , а мы – нет, т.к. изначально дали себе установку ни во Што, что нас не касается не ввязываться и не покупать (а лучше и не разглядывать) ни одной вещи, которая нам не нужна. Мысль по сути не нова. Мы вычитали это, кстати, в таком же описании и за время путешествия убедились, что это реально помогает.
Поэтому мимо торговцев барабанами надо проходить не оборачиваясь, тогда отстанут быстро.
- Панаджи – столица штата. Выглядит как … ну Ялта на Индийский манер (опять я про Ялту, далась она мне!). Обошли 4 – 5 центровых улиц и набережную, посмотрели католический храм на горе.
На все 2,5 часа с учетом обеда.
- Олд Гоа – место интересное, если будете на экскурсии, вам расскажут про него обязательно, расписывать не буду. Города больше нет, остались только церкви; это местный центр католицизма. Нам повезло – в это время там были выставлены мощи св. Франциска, редкий случай, чуть ли не раз в сто лет его привозят. Народу – лом, вокруг полиция, войска, паломники со всей Индии, из Европы и не только. Посмотрели на местную элиту, в Гоа почти все богатые люди – христиане. Время на осмотр – 1--1,5 часа.
- Храмы Понды – недалеко друг от друга храмы и монастыри Буддизма и различных направлений индуизма. Время – 2,5--3 часа с учетом переездов. При входе в храм обязательно снимать обувь. Меня впечатлил только буддистский центр – там как-то хорошо, чисто и уютно по-фэншуйски. А в современном индуизме я разочаровался – ИМХО: как-то все галимовато… Снаружи вроде покрашено, но внутри… в одном храме в полуметре от алтаря неприкрытый раскуроченный электрощиток, в другом откровенно воняет какой-то хлоркой… Везде освещение ЛДС – гадкий, неживой свет. Пруды для священных омовений с зеленой вонючей водой, вот уж действительно «отстой»! Наблюдали такую сцену – брахман раздает благословения, к нему стоит небольшая очередь. Подходит какой-то чел, очевидно его знакомый, он отвлекается от «клиента» и начинает базарить и смеяться с этим челом, явно не на религиозные темы. Очередь молча ждет… У нас так священники не мутят во время службы! В общем, хрен их поймет, но по-моему у них как дома, так и в храме! Хотя повсеместно публика очень религиозна, по крайней мере внешне, это видно сразу.
Еще характерная сценка – возле монастыря стоят машины, у одной на радиаторе гирлянда из цветов, это значит пипл приехал на молебен. Рядом бродит корова, которая методично ест зеленые яблоки, валяющиеся на земле… потом доходит до этой машины и начинает методично есть висящую гирлянду. Все с почтением смотрят на нее – священное животное! И такие приколы там можно наблюдать непрерывно, Индия для тех, кто любит смотреть по сторонам и наблюдать за жизнью.
Темнеет, и мы принимаем решение возвращаться. По моему представлению Мапуса – типа Панаджи, и мы немного потеряли. Если хочешь ехать дальше на юг, то надо с ночевкой, по местным дорогам за день обернуться мало реально, хотя все Гоа – 150 км по протяженности.
Наблюдаю организацию движения на индийском хайвее. У них не только движение в другую сторону, у них все наоборот: в правом (по нашему в левом) ряду тон задают грузовики, это самый скоростной транспорт; «Таты» выполняют ту же роль, что у нас на МКАДе подонки с синими мигалками. За ними паровозиком пристраиваются остальные лихачи, а всякие «чадящие помойки» и перегруженные мотороллеры тащатся слева. Еще в Бомбее я видел, что стопари и задние фонари не работают у 70% машин а поворотниками пользуются 5% водителей. Тут я прифигел с того, что у некоторых машин задние фонари … просто нарисованы краской на кузове! Прям как очаг в каморке у Папы Карло!
Вечер. Полутемное кафе. Играет убойный транс. Повсюду запах гашиша. Rom with fresh pineapple juice, panir & prawns на столе. Люди полулежат на подушках. Неторопливая беседа. Ну как, покурим еще или уже хватит?
5-й день, 26-11-04. Сегодня решили взять мотик напрокат, и поэтому пить ром с утра Н. мне запретила. До этого я водил двухколесный мотоцикл в Москве лет 5-7 назад… На самообучение потратил полчаса; больше жалко времени на отдыхе, главное – научиться разворачиваться в узких местах и ехать в горку… типа понял, что ничего не понял, и покурив гашиша для плавности движений мы отправились в первый вояж на север…
Вождение в Гоа – вот это адреналин! Движение в «другую» сторону, дороги узкие-узкие и местами подубитые. Если навстречу грузовик – я выруливал на обочину, так не разъехаться. На дороге помимо машин и мотоциклов еще коровы, повозки, велосипеды, быки-зебу, пешеходы с поклажей на голове, собаки и все такое… Сначала с пассажиром было трудно, но Н. помогала изо всех сил, была штурманом, все время направляла: «впереди корова, ее объезжаем справа, сзади рикша сигналит, он сам обгонит, эту корову обходим слева, уворачиваемся от автобуса…». На второй день опять покурили с утра, и все вдруг пошло само, главное - влиться в поток, поймать ритм. И вот мы стали полноправными участником данного бардака на дороге. Вслушиваясь в бодрое тарахтение мотика, открениваясь в поворотах, ощущаю себя персонажем компьютерной игры, типа Need for Speed на индийский манер… преодоление препятствий в этническом стиле.
На каждой машине сзади написано: “Horn please OK!” Сигналят все и всегда. Индусы разыгрывают целые симфонии с помощью этого нехитрого устройства: один короткий – «я обгоняю», один длинный – «не суйся», два коротких – «давай, вижу»… есть еще масса вариантов, целая азбука Морзе.
Ездить оказалось в принципе легко – скорости небольшие, 40 км\ч и меньше. Движение плотное только местами – в городках в час-пик и в районе крупных перекрестков. «Прибрежное шоссе» всегда свободно («шоссе»! – я бы сказал, что по нашим меркам это «проезд к дачам»). Индусы водят без правил, но лениво и не нагло – это не Кавказ. Нежелательно только выезжать на т.н. «хайвэй», который идет в 10-15 км параллельно побережью – там движение реальное, нужны права, страховка и шлем; «внутри» не нужно ничего. Хотя карты ужасные – неточные и без масштаба, ориентироваться можно. Мы ехали в Арамболь. Надо знать промежуточные пункты: Чапора Форт--Шилоим Бридж--Шилоим, и просто на каждом перекрестке тормозить и спрашивать первого же индуса, показывая рукой: «Чапора?»…«Арамболь?» - «Арамболь!, Арамболь!». Все. Главная проблема – запомнить обратную дорогу и… № своего байка, иначе выйдя из кафе под гашишем будешь долго чесать репу, глядя на ряды одинаковых мотиков. Мы привязали к своему цветную ленту для узнаваемости . Желательно сначала не ездить в темноте, по крайней мере далеко и по малознакомой дороге, тем более, что свет у мотика откровенно хреновый, видать 6-ти вольтовый.
Итак, мы поехали… сначала я навернулся на глазах у толпы индусов при развороте. Потом мы пропустили нужный поворот и остановились возле кафешки спросить дорогу у каких-то белых отчаянно-панковского вида, седлавших свои мотики. «э-э-э… Excuse me…» начала было формулировать вопрос Н., на что один из них сразу сказал «Чё, куда вам попасть-то нада? В Арамболь?». Оказалось, что русских в Гоа полно, а по виду и не скажешь… Дальше началось прибрежное шоссе – очень красивая узкая извилистая дорога через пальмовую рощу, иногда попадались маленькие домики-типа-коттеджи. Выглядит это так: у каждого перед входом крест, если хозяин христианин, или алтарь с каким-то божеством, если индуист. Так вот, если крест, то домик аккуратно покрашен, мусора вокруг нет, в окнах стекла и москитные сетки, под навесом – автомобильчик и пару мотиков. Если алтарь, то скорее всего некрашеная хибара без стекол, к ней пристроены полуобвалившиеся навесы, мусор, банки, всякая дрянь. Канешна и у индуистов есть приличные домики, но в 90% случаев они такие, как я описал. Пару раз меня конкретно глючило, что я еду по встречке, я испытал Реальный Ужас! Потом придумал себе правило, очень рекомендую: где часы (на руке) - там обочина; и больше не парился на перекрестках в какой ряд вырулить. В этот день мы увлеклись осмотром окрестностей и освоением байка, и до самого севера не доехали – стало темнеть, решили возвращаться. Засели в любимом баре в Вагаторе. Ближе к полуночи, выйдя из заведения, я был уверен, что мы пришли пешком, и ехать сегодня больше никуда не нада. Но оказалось, что мы на колесах и надо перегнать мотик к отелю… по какому синусу я ехал, вы бы видели! Но было темно, и нас не видел никто.
6-й день, 27-11-04. Утром мы хотели выехать пораньше, чтобы отправиться на север до жары. Ага! За утренним чаем в отеле встретили наших друзей-словенцев. Сели, слово за слово, немного гашиша к чаю… и вдруг настал полдень. Делать нечего – ехать нада. Дорогу вчера я запомнил, ехали быстро и в этот день мы все-таки добрались до Арамболя. ИМХО: если у вас нет там каких-то конкретных маз, то жить там неразумно – от всего далеко, городишко маленький, грязноватый, а пляжи как везде. Вот Мандерм Бич – другое дело! Мы приметили это местечко еще вчера, и решили туда обязательно вернуться. Между Шилоимом и Арамболем тянется на 10-15 км полоса полудиких пляжей с разбросанными кое-где бунгало-отелями.
Бунгало-отель ‘Silver Sand’ представляет из себя кафешку под навесом и 3-5 бунгало из бамбука и пальмовых циновок на самом берегу океана – прям тропический рай из буржуазных кинофильмов. Они просили 400, сторговались на 300 Rs за ночь. Народу – никого (кроме нас было еще 2-3 чела). Внутри бунгало минимализм, но чисто и уютно, есть свет и вентилятор. Удобства «во дворе». Прикольно выглядит сортир – белый европейский унитаз в пальмовом домике и песок вместо пола. Душ, правда, хреноватый.
Мы прям запали на это дело, и непременно решили заночевать там. Весь вечер мы купались, гуляли по берегу вникуда, пили и курили, валяясь на лежаках под навесом – впали в совершенно растительное состояние… Потом стало темно и из-за черных пальм вышла Огромная Полная Луна. Фантастическое зрелище, нас просто расплющило! Ночью мы жгли свечи и благовония, сидели у океана, слушали волны, приглушенный транс из ближайшего кафе, пили ром и смотрели на луну… вокруг – никого… только бесшумно появилась откуда-то стая собак, расположились под нашими лежаками и затаились там. Такая вот южная ночь!
Эх, жаль мало времени оставалось, я бы съехал из нашей гостиницы и жил бы в бунгало все время!
7-й день, 28-11-04. Утром, пока мы опять бродили потерянные вдоль берега, наступила жара. Ехать было нереально, и мы решили первый раз за время отдыха устроить сиесту. И правильно сделали – на небе ни облачка, и пока я добегал от воды до навеса, то полностью высыхал.
Такая сцена – жара, все висн
Автор
Опубликовано 2005-04-19 14:54:57
Регион Индия
Тип Опыт путешествий
Статус Просто люблю путешествия

Контактная информация автора доступна только зарегистрированным пользователям.

Зарегистрироваться Авторизация



Быстрая и простая регистрация!


Зарегистрироваться

Авторизация

Поиск по базе: