Восхождение на гору Моисея
После Израиля мы проспали в субботу почти до конца обеда. Потом полтора дня релакса, и, пока супруг не разнежился, восхождение на гору Моисея (куда я давно хотела попасть).
Экскурсию взяли опять у «нашей» Ирины из египетского Клуба. В 11 вечера за нами заехал микроавтобус, и мы тронулись в путь. Наша группа состояла из 11 человек ( 5 русских и 6 англичан). Приехали к монастырю св. Екатерины, гиды решили какие-то организационные вопросы, нас «передали» нашему проводнику, и мы тронулись в путь. Одновременно с нами двигались и бедуины с верблюдами, предлагая слабым или ленивым доехать на гору с комфортом. Само восхождение с физической стороны меня нисколько не волновало, (в молодости в багаже путешествий были и скалолазание, и горный туризм, и 30 км в день в гору с рюкзачком). Всего и делов-то – пройти за несколько часов 7 км по пологой горочке, ерунда. Тем более, на сорокалетие я на спор поднялась на 21 этаж без отдыха. В общем, надежда, что есть ещё порох в пороховницах, позволяла смотреть в будущее с оптимизмом. Кто ходил по горам, знает, что главное там – не сбить дыхание и держать размеренный темп. Группа наша шла достаточно медленно, и мы договорились с проводником, что пойдём одни, а на привалах будем их дожидаться, что бы предъявить себя «для отчетности». Потопали. Было полнолуние, и верблюжьи «мины» на тропе были прекрасно видны и без фонарика. Вообще конечно было не очень приятно, что путь паломников усеян ….дерьмом. Хотя, кто знает, какой он должен быть, путь этот. Оглянувшись назад и вниз, можно было угадать тропу по фонарикам в руках идущих. Первый привал. Сели, покурили, дождались группу, двинулись дальше, оставив их отдыхать. Второй привал. Отдохнули, дождались группу, и дальше. В общем, все по-плану. И вдруг……мои ноги просто перестали идти. Каждый шаг давался неимоверным трудом. Они просто не переставлялись, и я огромным усилием воли заставляла себя двигаться. Дыхание тут-же сбилось, в горле забухало сердце, а в голове – колокола. Я человек упрямый, продолжала ползти, но, честно скажу, каждый шаг был, как последний, в самом прямом смысле этого слова. Даже появилась мысль взять верблюда. Останавливала меня только абсурдность ситуации: паломник к христианской святыне с комфортом едет в сопровождении бедуина на верблюде, взятом за 10 долларов. В общем, Задорнов отдыхает. Но сил идти тоже не было. Мимо проходили люди, наша группа в том числе, проплывали верблюды, а я медленно делала по 1 шагу, как будто к ногам привязаны тяжелючие гири. Ну просто мистика какая-то, как будто что-то не пускает. Но не оставаться же на горе в середине пути? Тогда я решила сама себя обмануть. « Хорошо», -сказала я сама себе. «Сейчас я дойду во-о-он до того камушка, отдохну немножко, и, если не будет сил сделать ни одного шага, возьму верблюда». Понятно, что после отдыха у меня были силы поставить себе новый ориентир «встречи с верблюдом». Так, намечая себе все новые и новые рубежи, я потихоньку поползла вверх. Больше всего теперь меня пугали 740 ступенек, которые нужно было преодолеть в конце. Но, как-то незаметно восстановилось дыхание, «ноги пошли», мы нагнали нашу группу около последнего привала, и, что бы не сбивать темп, без отдыха рванули по ступенькам вверх. В общем, я так увлеклась движением вперёд, что не заметила, как дошла. Топала и топала, пока муж не остановил меня возгласом: «Остановись, чудо, мы уже на вершине!». Оглянулась, и правда на вершине, и люди ниже меня на несколько метров уже устраиваются на привал в ожидании рассвета.Уф! В общем, мы успели покурить и съесть по яблочку, (310) когда увидели нашу группу. Одну англичанку почти волоком за руки втаскивали по ступеням наш проводник и ещё один бедуин. А вокруг было столько улыбок и радости. Со всех сторон раздавалось: «Йес! Ура! Виват! Мы сделали это!». Постепенно все рассаживались на скалах, затихали и ждали восход. А небо светлело и светлело, постепенно окрашиваясь в разные цвета радуги. И вдруг над вершиной на одном дыхании пронеслось «А-ах!». Это показался краешек сияющего диска. Дальше были эмоции. У каждого свои. Кто-то пел, кто-то целовался, кто-то молча смотрел на солнце. Я в какой-то момент пыталась вспомнить все 10 заповедей, которые Господь вручил Моисею (вспомнила только 6, к стыду своему). А солнце, в тысячный раз величаво всплывая над горизонтом, согревало и эти вековые горы, и этот людской муравейник. И тут зазвонил колокол. Это было так неожиданно! Оказывается, к часовне, которая стоит на вершине, каждую ночь поднимаются монахи из монастыря св. Екатерины, что бы отслужить заутреню. А под часовней пещера, в которой жил Моисей В общем, эмоций было много, и все положительные. Наконец-то мы смогли рассмотреть при свете, куда же мы забрались. Конечно все делали много фоток, и гор, и часовни, и себя любимых на фоне того и другого. Дверь часовни отворилась, из неё вышел монах, и стал пробираться мимо людей. В руке у него была большая лепёшка. Наверное, служба должна проводиться натощак, а теперь, на обратном пути, святой отец решил позавтракать во время спуска. Он пробирался через толпу, глядя под ноги, но вдруг остановился напротив нас с мужем, поднял голову и посмотрел нам прямо в глаза. Я молча приложила руку к сердцу и слегка наклонила голову в знак приветствия. А он в ответ поклонился, отломил от своей лепёшки два куска и протянул нам с мужем. А потом пошел дальше. В общем, святой отец разделил с нами свою трапезу на горе Моисея. Вроде ничего особенного, но было почему-то очень приятно.
Обратная дорога была без осложнений. Мы спускались к монастырю, фотографировали, любовались пейзажами. Не могу сказать, что горы поразили меня своей красотой, но они были необычными, какими-то «библейскими» что-ли. Вообще, каждые горы не похожи друг на друга, тем они и хороши. Своей непохожестью. А впереди нас ждал монастырь св. Екатерины. Внешне он очень походил на укрепленную военную крепость.
Монастырь Св. Екатерины - православный монашеский центр, существующий без перерыва с VI века. Вот уже 1400 лет стоит он в середине Синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Юстинина (6 в). Основатель ислама пророк Мохаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто поврежден. Когда Синай в 641 году был захвачен арабами-мусульманами, монахи обратились к Мохаммеду с просьбой охранить их от разграбления, и получили от него охранную грамоту. В благодарность на территории монастыря построена мечеть. На фото она сзади колокольни Храма Преображения Господня. Внутри монастыря средневековые узенькие улочки.
Храм Преображения Господня в монастыре очень древний, «намоленный» святыми. В течение четырнадцати веков здесь постоянно совершаются богослужения и литургии. Храм построен из гранита в форме базилики с проходами по обеим сторонам просторного центрального зала. Стены и колонны, кровля и надписи сохранились со времен императора Юстиниана. Деревянные входные двери в церковь и фреска над ними насчитывают 1400 лет.
Конечно вокруг очень много народа, и это мешает рассмотреть все подробно и «с чувством». Но, что поделать. Жалко, что в самом храме фотографировать запрещено. Мы посмотрели иконы, фрески, оставили записки «О здравии» своих близких и прикоснулись к мощам святой Екатерины. Мне очень хотелось остаться на службу, даже мелькнула крамольная мысль предупредить гида и вернуться потом в отель «своим ходом», но я решила не искушать терпение супруга. Ладно, это будет «другая песня». В следующий раз. Если получится.
На территории монастыря растет Неопалимая Купина, куст, в пламени которого Господь предстал перед Моисеем и велел ему вывести сынов Израилевых из египетского плена, а в библиотеке монастыря находится самое большое после Ватикана собрание религиозных манускриптов, а количество икон, самые древние из которых датированы V веком, достигает двух тысяч. Куст правда немного подсох, может быть от жары, да ещё туристы потихоньку отщипывают от него листики на память. Но если представить, сколько веков он тут растет……пожелтеешь тут. Потом мы погуляли по монастырю, посмотрели колодец Моисея (где он познакомился со свое женой. Сам колодец правда закрыт крышкой, но виден механизм, которым поднимали из него воду , полюбовались на монастырский сад ( вот действительно подвиг, выращивать тут овощи и зелень) и направились к автобусу. Впереди был завтрак в ресторане монастырской гостиницы для паломников, и дорога в отель. Вернулись мы как раз к окончанию обеда, перекусили, и мирно проспали до позднего вечера. Впереди ещё целых четыре дня релакса…..
Фотографии можно посмотреть по адресу photofile.ru/users/irina006/2939824/
Сразу хочу сказать, что несколько фото у меня чужие (они называются гора Моисея 2-7).
Надеюсь, авторы на меня не очень рассердятся Просто именно этих фото как раз и не хватало для моего рассказа 