Отчёт благополучно канул в анналы форума и без хорошего поиска до него не добраться. Поэтому закину его ещё в раздел рассказов. Ссылки на отчёты, которыми я руководствовался, модераторы опять сотрут, поэтому выражаю свою признательность их авторам - oops, Fektia, jnat, capone-online, Славе, Team of caterpillars.
Благодарю всех мои предшественников, не поленившихся поделиться впечатлениями о своих путешествиях, которые я изучил сам тщательным образом. Консолидирую некоторые ссылки на них в своём отчете:
http://oops.spb.ru/
http://www.egyptclub.ru/boards/showflat.php?Cat=0&Board=faq&Number=493915&page=2&view=collapsed&sb=5&part=
http://www.capone-online.ru/relax_egypt2005_day1.html
http://sela-v.com/ru/slava_egypt_1.html
http://www.caterpillars.ru/photo/egypt2001/report.html
и внесу свою лепту.
В этом году мы планировали самостоятельно прокатиться до Луксора. У нас уже был опыт таких поездок – в Каир (отчёт не писал, т.к. такой информации предостаточно) и мы считали, что к ней хорошо подготовились. Сразу скажу, что поездка в Луксор несколько сложнее и дороже. Поэтому я попытаюсь максимально подробно рассказать о тех проблемах, с которыми мы столкнулись и о тех ценах, которые сейчас там актуальны.
О проживании в Хургаде ничего говорить не буду. Замечу лишь об удачном расположении отелей Arabella, Sun Rise el Palacio, Mirette, Zahabiа. Кроме красивого кораллового рифа и отсутствия городских арабов они расположены в 20 минутах ходьбы от автостанции El Gouna и в получасе ходьбы от автостанции Upper Egipt. Если уезжать или возвращаться ночью, то это может быть солидным плюсом, который позволяет не связываться с такси. В прошлом году мы ездили своим ходом в Каир автобусом компании El Gouna – хороший комфортабельный вариант. Поэтому пошли по старой памяти на знакомую автостанцию. Там нас ждал неприятный сюрприз – у El Gouna нет автобусного сообщения с Луксором. Этим занимается конкурирующая компания Upper Egipt. Мы знали её ещё по прошлому разу (не были от неё в восторге), но выбирать не приходилось. Направились туда. К счастью, мужчина в билетной кассе знал английский, и нам удалось выяснить стоимость билетов (32 фунта) и расписание автобуса (местными используется английский вариант времяисчисления):
10:30 a.m. – 10:30 утра
10:30 р.m. – 22:30 вечера
01:00 a.m. – 01:00 ночи
03:00 a.m. – 03:00 ночи
Во время нашего разговора к нам приклеился полицейский из тур. полиции и я никак не мог понять, что ему от нас надо. Он слышал, что мы собираемся в Луксор и спрашивал, когда мы туда поедем. Однажды Ирина (Fektia) говорила, что европейцев, направляющихся в те места без сопровождения полиции, ссаживали с автобуса. Я боялся, что навязчивость полицейского связана именно с этим. Поэтому я соврал ему истинную дату нашего отъезда и отмассалямил. Немного посовещавшись, мы решили выезжать в 3 часа ночи, чтобы захватить два полных дня. Поэтому в этот же день после пляжа и ужина мы залегли пораньше, чтобы отдохнуть перед дальней дорогой. После получасового ночного перехода мы оказались на станции. Первого, кого мы на ней встретили – нашего полицейского :( . “Ну, всё ! - думаю – приплыли!”. Увидев нас, он радостно заулыбался – чуть ли руки не стал потирать – типа, попались, голубчики. Затем приволок откуда-то стулья и посадил нас (зала ожидания я там не заметил). Все мои попытки взять билеты или выяснить насчет автобуса он осаживал – типа, не беспокойтесь. Так, вяло переговариваясь, мы просидели до без десяти три, пока на автостанции не осталось ни одного автобуса. На моё возрастающее беспокойство полицейский отвечал спокойствием удава. Ну, думаю, никуда не уедем, так хоть выспимся. Надо сказать, что полицейский пару раз разговаривал о нас с арабом из билетной кассы, но, всё равно, было неожиданностью, когда тот появился откуда-то со стороны и объявил, что автобус прибыл и ожидает нас на улице. Автобус оказался транзитным, из числа тех, которые гоняют с самого севера страны на юг. Полицейский представил нас водителю, проверил места (типа, мин нет :) ) и пожелал счастливого пути – вообщем, полностью отработал свой бакшиш. Уф, поехали! Обилетили нас прямо в автобусе. Катить по Египту ночью в полупустом автобусе – одно удовольствие. На юг мы летели стрелой, не было ни одной полицейской проверки, но несколько раз проверяли билеты. Там с этим строго – так что сохраняйте билеты до конца поездки. Неприятность нас поджидала при подъезде к Луксору. Дорога, начиная от Кены, идет вдоль канала (садитесь справа, чтобы полюбоваться местной экзотикой). С какой-то периодичностью мы пересекали полицейские посты, пока при подъезде к городу, у очередного поста, не увидели указатель: направо - Луксор, налево– аэропорт. Автобус свернул налево – я задёргался. Буквально накануне, в нашем форуме, я видел информацию от Fektia, что автобус нынче до города не идет – тогда я насторожился. Поэтому, когда автобус стал удаляться от Луксора, я скатился к водителю с вопросом – едем ли мы в город. Тот ответил утвердительно и привез нас … на новую автостанцию, которая находится на расстоянии 11 км (см. http://foto.egyptclub.ru/foto/17031.html ). Потом, анализируя ситуацию, я думал, выиграли бы мы, если бы вылезли на развилке и сели бы на какую-нибудь транзитную маршрутку? Но какую? Мой арабский словарный запас короче чем у Эллочки-людоедки, поэтому такси, взятое нами у автостанции может быть не худший вариант. На этой автостанции конечный пункт микроавтобусов на средние расстояния (Кена, Асуан, т.д.), но я не видел ни одной до Луксора. Весь народ, который добирался до автостанции, использовал такси. За такси до Карнака я заплатил 30 фунтов, обратно – 20. Таксисты в Луксоре более прижимистые, чем в Каире, хотя их в городе не меньше, чем в столице и конкуренция очень высока. Торгуйтесь обязательно.
Таксист довёз нас прямо до Карнака и в 7:00 мы остались один на один с историей. К поездке я готовился основательно – одних только планов Карнака и долины царей было по четыре. Было несколько отчетов, которыми мы руководствовались. Поэтому, примкнув к одной из русскоговорящих экскурсий (в тот день их встретили штук 4-5), мы её быстро бросили и пошли своим путём. Что там находится я описывать не буду – есть в путеводителях. Я расскажу о том, что нам понравилось сверх того. Понятно, что за полчаса можно получить только общее представление о географии комплекса, а потом следует исследовать детали, о которых надо было знать заранее. Используя имеющиеся у меня карты, я направленно вёл своих домашних к тем местам, которые рекомендовали посетить наши предшественники. Кроме общепринятых мест паломничества я отмечу небольшой дворец Птаха (около северной стены) из-за хоть и мелких, но очень качественных барельефов. За поездку я их много насмотрелся и поэтому могу судить и рекомендовать их как наиболее художественно-эстетическе. Кроме того, в одном из помещений, контролируемых служителями в своих неизменных галабьях, расположена очень красивая скульптура египетской богини Сохмет из горного гранита. Кстати, о служителях. Они представляют собой особую многочисленную касту, сочетающую в себе функции охранников и вымогателей одновременно. Завидев европейца, вращающего головой в поисках очередной достопримечательности, они бросаются к вам и начинают театр одного актёра. Монолог сводится приблизительно к следующему.
Он чрезвычайно вам рад. Он ваш друг, вы его друг. Во дворце много замечательных мест, но есть одно, наиболее красивое, куда он вас может провести. Проход туда воспрещён, но вас, как друга, он проведёт под большим секретом. При этом ломаются руки и палец прижимается к губам (top secret). После этого открывается дверь, или откидывается палка, или снимается верёвка и вас пропускают. Обычно, показывается какой-то фетиш типа нашей собачки на “Площади революции” – мол де прикоснёшься к ней и будешь счастлив всю жизнь. Но иногда, действительно, попадаются стоящие объекты. Один из них спрятан под замком в Temple of Ptah. На обратном пути служитель встаёт в наиболее узком месте и раскорячивает ногу, вымогая бакшиш. Можно, конечно, его и отодвинуть и протолкнуть, но это как-то несолидно. Выпрашивание бакшиша сопровождается рассказами о 7-10 детях, которых надо кормить. Верю – почти все египтяне, с которыми мы общались имели от 5 до 9 детей и очень гордились этим. Вообщем, нужна мелочь, много мелочи. Чуть позже мы нашли панацею для этой ситуации. Как только араб начинал тянуть нас в очередной укромный уголок, мы посылали в качестве скаута своего пацана. Он оценивал святилище и снабжал нас информацией – стоит ли туда идти. Бакшиш с детей не берётся, потому что предполагается, что за ним пойдут взрослые. А взрослые действуют по обстановке :) .
Ещё одно отвлечение от темы. Карнак примечателен своими потолками и колонами. Рассматривая их приходится постоянно задирать головы. Поэтому через 2-3 часа шатания по храму даже у здоровых людей идет кругом голова, а у кого остеохондроз могу крякнуться шейные позвонки. Продумайте заранее этот вопрос.
Чего можно осмотреть из того, что не на слуху? Несколько вдалеке от основного комплекса расположен дворец Хонсю (с бабуинами). Дорога к нему ведет мимо многочисленных разрозненных фрагментов храма, разложенных рядами, которые предполагается когда-нибудь совместить между собой. Этакий гигантский пазл. Служитель провел меня наверх дворца, откуда я снял неплохую панораму Карнака. А затем он провел в тёмную комнату, где подсветил с помощью зеркала из фольги самые замечательные барельефы/фрески, которые я видел за время моего пребывания в Луксоре. Четкость линий и свежесть красок радовали чрезвычайно.
Обычно, обозначенные мной места стандартными экскурсиями обходятся стороной, а за отпущенные 20-30 минут свободного времени добраться до них самостоятельно затруднительно. Так что мои пожелания адресованы таким же ненормальным бродягам-экстремалам, как и мы.
Ну что. Наступила полуденная жара, сделана последняя фото, брошен последний взгляд – нам пора идти определяться с гостиницей. От Карнака до Луксорского храма 3-4 км. И мы решили пройти это расстояние пешком. По красивой набережной Нила, любуясь панорамой западного берега (заметен дворец Хапшесут) и всячески игнорируя призывы конных экипажей (kalesch) и просто такси. Конных экипажей замечено великое множество (запах в городе стоит соответствующий J) и ими охотно пользуются туристы – любители экзотики.
У меня в обойме было две гостиницы. И хотя Fektia рекомендовала в первую очередь New Polo, я ставил на первое место именно Mina Palace из-за его удачного расположения. По мере приближения к Луксорскому храму я стал спрашивать о нахождении отеля, т.к. никак не мог увидеть здания, похожего на скаченную из интернета фотографию. Адрес был, но номеров на зданиях тоже не было обнаружено. Туристы расположения отеля не знали, а местные не задумываясь, советовали взять такси (как показало вскрытие в этот момент мы были в 100 метрах от гостиницы). Таким образом, мы протопали до Луксорского храма, где заметили группу египетских военных. Я вспомнил, что в одном из отчетов рекомендовалось в затруднительных ситуациях обращаться к полицейским. Какая разница – полицейский или военный ! Я обратился. На мой вопрос полицейский почесал репу и ретранслировал его старшему офицеру. Офицер почесал репу и прокричал что-то регулировщику (типа нашего гаишника в красивой черно-белой форме с каской), который махал руками на другой стороне улицы. Тот остановил движение, перешёл дорогу и выслушал вопрос. Узнав название отеля, он сказал, что есть старое здание и идти к нему надо направо, и новое здание отеля и идти к нему надо налево. Какое нас интересует? Пока репу чесал я, регулировщик высмотрел в толпе солидного египтянина, похоже известная и уважаемая личность в городе, который тоже подошёл к нам и едва взглянув на фотографию сказал, что нам нужен старый Mina Palace и показал куда и как идти. Действительно, через 3 минуты мы были на месте, за 120 фунтов сняли номер, включили кондиционер (Ил 86 на взлёте :) ) и полезли в душ. Жить стало лучше, жить стало веселей. Позже я понял, почему мы зевнули этот отель, когда проходили мимо. Фото было сделано со стороны Луксорского храма, а архитектура здания с этой стороны отличалась его вида со стороны набережной (покойная гостиница “Москва” в миниатюре). Надпись была, но не наверху как обычно, а на стене вертикальными слабоконтрастными буквами (см. http://foto.egyptclub.ru/foto/17030.html ).
Когда я ещё осматривал номер я просто захлебнулся от восторга. Те виды, которые открывались с балконов на храм и на Нил (во всей своей красе) вызывали особый душевный подъём. Сразу преставилось, как мы будем сидеть вечерком на балконе, потягивать пивко и наблюдать за вечерним променадом у наших ног. Расплачиваться за восторженность пришлось ночью, когда в три часа взревели 1000 ваттные колонки с близлежащей мечети, а с пяти утра по улице вдоль набережной нескончаемым потоком пошли автомобили. Звукоизоляция многих 3-х звёздочных отелей оставляет желать лучшего. Так что для того, у кого нервы никуда не годны следует задуматься об альтернативе. Но, сделано-сделано. Отдохнув с дороги и переждав полуденный зной мы направились в Луксорский храм. Стандартные экскурсии туда не возят – впаривают доверчивым туристам информацию, что он на реставрации. Откровенно врут. А я ещё удивлялся... Как уличные турфирмы в Хургаде умудрялись уложиться в бюджет 40 долларов (в гостинице - 70)? Ведь наш самостоятельный бюджет сильно зашкаливает за эту цифру. Оказывается, туристы не посетили и половины того, что увидели мы за эти два дня. Луксорский храм, конечно, меньше Карнака, но все равно впечатляет. Наверное, за час мы облазили всю его территорию и отправились шататься по городу.
Обозначу несколько ориентиров, которые могут пригодиться нашим последователям. Итак, Нил, набережная. Стоим лицом к Луксорскому храму. Если идти налево, то придём к Mina Palace, и, далее, Карнак, если идти вправо, то придём к знаменитому отелю Winter Palace (см. http://foto.egyptclub.ru/foto/17030.html ). К его торцу примыкают книжные развалы (bookshop Aboudi), где можно выбрать книги по луксорской тематике. Цены фиксированные (отмечены бирочками). Там же стандартный набор сувениров – также с фиксированными ценами, с которыми рекомендуется ознакомиться, если вы планируете посетить местный рынок. Если пройти территорию храма наскозь или обойти его, то выйдете на огромную площадь перед мечетью, а за ней находятся пиццерия и макдональдс (и обменник :) ). О последних я упоминаю затем, чтобы знали куда прятаться, когда у вас от жары будут плавиться мозги. В прохладе их кондиционеров потягивать ледяной спрайт особенно комфортно. Если от них направиться влево (стоим спиной к Нилу), то метров через 400-500 начинается местный рынок. Вход практически примыкает у дороге, и его кишка идёт между домов почти параллельно Нилу. Рынок не Хан-эль-Халили, но тоже достаточно большой. Каждый продавец неизменно встречает вас стандартным вопросом:”Where are you from”, который переводится приблизительно так – “Много ли вы денюжек с собой несёте и не хотите ли вы ими с нами поделиться?”. Там нас и надули. Мои долго торговали красивые ониксовские подсвечники. Несмотря на явный дефицит покупателей продавец никак не хотел уступать. А когда мы отошли, то догнал (3 минут не прошло) и сказал, что согласен на наши условия. Когда мы вернулись, то обнаружили нашу покупку уже завернутую в арабскую газету и перемотанную скотчем. Немного ободрав газету, мы увидели цвет наших подсвечников, успокоились и расплатились. Каково же было наше негодование, когда мы развернули покупку полностью в отеле! Там оказались не цельнокаменные изделия, которые мы торговали, а склеенные из кусочков (заведомо дешевле). Как их назвать? Козлы! А как назвать нас? Бараны! Позже мы купили за эту же цену даже более красивые подсвечники, но в магазине с фиксированными ценами. Я думаю, что у этих торговцев с детства целая куча таких фенечек. И не знаешь, что у них припасено для вас!
Вернувшись с прогулки и отметив удачное окончание первого дня в Луксоре мы легли спать пораньше. Про ночные звуки я уже рассказывал.
Встали в начале седьмого (в это время года в Египте светает около пяти). Пока готовился завтрак, я с балкона наблюдал за Нилом. Прямо под нами находился новый музей мумификации (он расположен под землёй и вход в него похож на наш подземный переход). Метрах в двухстах от него слева находится пристань, от которой с периодичностью 10-15 минут отходит двухпалубный паром. Стоимость переправы мы уже знали – 1 фунт и ей пользуется, в основном, местное население. Для переправы вы, конечно, можете воспользоваться и услугами фелюги или речного трамвайчика (на 15-20 человек) – но это будет дороже. Еще одно наблюдение. На пристанях билетёры торгуют египетскими монетками. Я не приценялся (у нас уже был набор), но судя по тому, что две монетки нам подарили просто так, на память, их стоимость будет ниже, чем в сувенирных магазинах. Пробравшись через толпу арабов, мы поднялись, понятно, на верхнюю палубу. Народу наверху было немного, и мы стали центром внимания. Отчасти нам повезло. К нам подсел молодой араб и предложил свои услуги таксиста. При этом он показывал свою тетрадь отзывов, в которой на различных языках были написаны рецензии о его good driver-ских способностях. На русском ничего не было. Чтобы восстановить справедливость я предложил (для прикола) написать что-нибудь от себя, авансом. На моё удивление араб отказался, мотивировав ответ фразой, которую я или не понял или неправильно перевёл –типа, что никто не сможет прочитать. Как будто японские иероглифы все понимают! Парнишка оказался скользким и тёртым калачом. При формировании цены таксисты западного берега выставляют не общую цену, а поэтапную: от парома до долины царей – 20 фунтов, от долины царей до дворца Хапшесут – 20 фунтов, от дворца Хапшесут до долины знати – 20 фунтов, долины знати до Ramesseum – 15 фунтов и т.д. Потом берётся коэффициент на ожидание и получается минимум 150 фунтов. Эти цифры выставляются в расчете на незнание туристами местных расстояний. Например, от дворца Хапшесут до Ramesseum чуть более километра, но за это расстояние планируется содрать до 30 фунтов. Мы за 20 фунтов в Каире проехали от площади Тахир до пирамид. Таксистов на западном берегу сотни (как они ругались на нашего знакомого за перехват !), безработица в стране – 20 %. Так что 50 фунтов на переезды на полдня это красная цена. Но темпы терять не хотелось – остановились на нашем знакомом. Торговля – не моя стихия, мне легче полязгать зубами. В тот день мы выставили и продавили 70 фунтов (паром- кассы-долина царей-долина знати- Ramesseum-Medinet Habu-паром). Суммарно мы проехали, наверно, километров 25-30 (точнее сказать не могу – не работал спидометр :) ), так что основная плата пошла нашему водителю за ожидание и жару. Пока катались он показал нам свою деревню на западном берегу и сказал, что у него дома есть компьтер и даже свой сайт (вот он собственной персоной на другом сайте - http://www.luxor-westbank.com/konsoltouren_e.htm). Меня удивило даже не наличие сайта (кстати, у меня его сайт не открывается), а наличие электричества в его доме :).
Машина оказалась допотопным Пежо. У меня у самого Пежо, но эту марку я назвать затрудняюсь. Думается, лет 30-40 назад Франция за бесценок избавилась от этих каракатиц, и они в массовом порядке перекочевали в Египет. По дороге водитель заливал, что пробег этого автомобиля 5 000 000 км и что раз в 10 лет он меняет двигатель (с расточкой не связывается). Ври, ври, да не завирайся!
Сфотографировавшись с колоссами, мы доехали до касс. Здесь я впервые почувствовал беспокойство за наш бюджет. Цены были выше, чем я рассчитывал.
Очередное отвлечение от темы. Ещё в Москве, готовясь к поездке я задумался о том, чтобы выправить мальчику международное удостоверение ISIC. Но решил, что обыкновенного российского школьного билета с фотографией будет достаточно (удостоверение ISIC тоже денег стоит !). В Хургаду я его взял, в Луксор – забыл. Детям и студентам полагается 50 % скидка (см. ниже) и почти везде нам их давали без проблем. Если были вопросы о документах, я просто предъявлял мальчика. И только при покупке билетов в долину царей у меня пытались упорно выцыганить какое-нибудь удостоверение. После недолгого препирательства победил Советский Союз (первая дорожка, красные трусы :) ). А у одной из касс я наблюдал, как ушлые немцы лет 40-50 в массовом порядке брали билеты по студенческим тарифам. С руганью, но все они были обилечены. Задним умом я подумал, что если бы знал, во сколько обойдутся мне эти билеты, то взял бы эти удостоверения и для себя, если бы удалось договориться по адресу: http://www.isic.org.ru/offrs.htm.
Привожу стоимость билетов на апрель 2007 года, которые прошли через наши руки (через слеж обозначены студенческие тарифы):
Карнак: 50/25
Лускоский храм: 40/20
Долина царей: 70/35
Menna&Nakht: 20/10
Sennofer&Rekhmire: 20/10
Ramesseum: 25/15
Medinet Habu: 25/15
А ведь есть еще гробницы Нефертари и Тутанхамона, дворец Хапшесут и Луксорский музей, долина цариц! Есть над чем призадуматься.
Долина царей меня разочаровала. Те гробницы, которые я наметил посетить штудируя интернет, были закрыты, а те, которые посетили, не вызвали никаких эмоций. Блеклые, не запоминающиеся фрески, а на выходе всёподавляющая жара (впоследствии я узнал, что в этот день в Луксоре было 45-50 градусов жары). Постоянное желание мороженого, пива или хотя бы воды. Да два дня мы выдули по 5-7 литров жидкости и не помню, чтобы особенно что-то просилось наружу.
Вспоминая один отчёт, я увидел ту тропку, которая ведёт напрямую к дворцу Хапшесут (через перевал). Она хорошо просматривается, если стать лицом к гробнице Тутанхамона и поднять голову. Но я не успел слова молвить (только внимательно посмотрел на тропу), как увидел гневный ответ своей половины – “Я туда не полезу!”. Был бы я один – я бы туда покарабкался. С таксистом на тот момент мы ещё окончательно не договорились, а по заветной тропке туда-сюда сновали не только арабы, но и европейцы с рюкзачками. Когда мы не спеша катили в машине по дороге обратно я думал – а смогли бы мы пройти эти пять километров пешочком? На всём протяжении дороги был абсолютно безжизненный пейзаж - не было ни деревца, ни кустика, ни травинки, ни тени. Асфальт и горы. Ни души. Судя по всему, такая сумасшедшая мысль никому не приходила в голову. И, наверное, это правильно. Может быть зимой еще куда ни шло, но только зимой … Впрочем, зимой можно и через перевал :).
На обратном пути водитель ошибочно завёз нас к дворцу Хапшесут. Как я сказал, от него до долины знати не более километра. Доставив нас до неё, таксист предоставил нам шататься самостоятельно, а сам укатил в поисках тени.
Благодаря одному отчету у меня были фото деревни Абд-эль-Куpны, с указанием местоположения гробниц, которые мы планировали посетить. Но как я не проецировал их на местности, мне не удалось определиться с их расположением. Как всегда, к нам подскочила куча арабов с предложением своих услуг гидов, за которые запрашивались нереальные деньги. Мы как туристы были одни, поэтому их приставания стали очень настойчивыми, и я сорвался. Всё что накопилось за этот день – неудовлетворённость, усталость, жара – я выплеснул на бедных крестьян. Замечено, что арабы не выдерживают европейской экспрессии и пугаются, каюсь, русского мата. Наших навязчивых провожатых как ветром сдуло. Глупейшая ситуация – стоим одни посреди забытой богом арабской деревни и не знаем, куда идти. Самостоятельные поиски были похожи на блуждания слепых котят. Те гробницы, на которые мы натыкались, были закрыты стальными решётками. Наверное, мой ангел-хранитель был где-то недалеко. Он то и послала мне эту девочку. Они со своей подружкой бегали по деревне от одной группы случайных туристов к другой и предлагали купить свои жуткие куклы. Уродцев я сразу же завернул, но сообразив, что она может знать расположение гробниц, спросил её о них. Она ответила, что знает и готова за фунт довести. Для проверки я спросил её, что она ещё знает про них и получил точную краткую энциклопедическую справку – какой номер гробницы, какая династия, при каком фараоне жил вельможа и какой родственник девочки сейчас гробницу охраняет. То, что доктор прописал! Мы с уверенностью потопали за ней (обещанных 42 ступенек вверх да могилы Sennofer я не заметил, но по всем гробницам прошлись без сучка, без задоринки). Мы заходили в гробницы, охранник зеркалом освещал наиболее интересные фрески, честно отрабатывая свой бакшиш. На выходе, в скудной тени, нас поджидала девочка, чтобы отвести к следующей могиле. Краски могил долины знати, действительно, могут дать фору фрескам могил фараонов. А уж изображения животных и бытовых сцен! Оцените для начала их в путеводителях или интернете. Гробницы Menna&Nakht более раскрученные брэнды, но нам больше понравились не они, ни гробница Ramose, куда мы случайно забрели, а парочка Sennofer&Rekhmire. Не зря мы туда карабкались! По дороге к ним я разговорился с девочкой о её семье. На вид ей было лет 7-8. У меня есть определённые сомнения, что она умеет читать или писать, но на английском она тараторила лучше меня. В её семье 5 детей. Чем зарабатывает мать я не понял, а она помогает как старшая. На мой вопрос об отце она запнулась, нахмурилась и с недетской серьёзностью сообщила, что отец умер. Выдав у последней могилы нашей Ариадне двойной бакшиш, я отпустил её к очередной группе туристов, которую разглядел в низине, около остановки.
Следующим пунктом нашей программы был Ramesseum, который хорошо просматривался от деревни через дорогу, и до которого было порядка 400-500 метров (15 фунтов на такси :) ). После посещения Карнака и Луксорского храма этот комплекс выглядел как бедный родственник. Мой совет тем, кто хочет постоянно иметь свежие впечатления – посещайте эти объекты в следующем порядке: Ramesseum- Medinet Habu- Луксорский храм –Карнак. Иначе вы будете жалеть о упущенном времени и деньгах. Через минут 15 мы уже ехали к Medinet Habu. Его посещение вызвало у нас энтузиазм прежде всего наличием у его входа магазинчиков и ларьков с водой и прочей снедью, в которых мы и затарились. Этот комплекс, безусловно, уступает Луксорскому храму, но на его пилонах находятся барельефы, которые вошли во все учебники истории. Через полчаса нам надоело и там. Переизбыток впечатлений сказывался. Нашли наше такси и вернулись к паромной пристани.
Когда я готовился к поездке, то размышлял: добираться до касс - 3 км (несколько дальше колоссов) пешком или на машине ? Сейчас говорю – однозначно на такси. Во-первых, 5 фунтов не деньги; во-вторых, всё-таки далеко; в-третьих, идти придется по городских кварталам – надоест отмахиваться от вопросов и предложений; в-четвёртых, в районе касс мной не было замечено стоянки такси и, если вы не планируете передвигаться пешком, то придется голосовать - со всеми вытекающими последствиями. Короче, после полудня, мы вернулись на исходную позицию. Поменяли последние доллары и укрылись от жары в знакомой пиццерии. Погуляв ещё пару часов по городу, мы сели в очередное, 50-тое по счету такси, остановившееся около нас, и поехали на автостанцию. Привожу расписание обратных автобусов в Хургаду:
05:00 р.m. – 17:00 вечера
07:00 р.m. – 19:30 вечера
02:30 a.m. – 02:30 ночи
По времени мы успевали на 17:00, но все билеты были проданы, а взять, типа, стоя, водитель категорически отказался. Если вы планируете свой отъезд, то берите билеты заранее. Поэтому мы взяли билеты на семичасовой и уселись в станционном кафе, потратив последние деньги на чай каркадэ. После этого у нас осталось 25 пиастров.
Последние штрихи. Автобус к семи не материализовался – что-то случилось. Судя по тому как суетился диспетчер, ситуация была неординарной. Вообще, мне этот мужчина понравился своей степенностью и обстоятельностью (я покупал билеты у него). Все у него как надо и на своих местах – и степлер, и печать, и ключ от сейфа :). От него веяло уверенность, что мы всё же уедем. Так и случилось – в 19:20 автобус подошёл. Мы загрузились и поехали. Луксор отпускал тяжело. Останавливались почти на каждом полицейском посту – раз 7-8. Офицер проверял документы у всех арабов (на нас не обращал внимания). С особым пристрастием он относился к молодёжи (там народ тоже косит от армии). Наряду с карточкой-удостоверением личности у последних должны быть, типа, приписного свидетельства. И если его не оказывалось, то парни безжалостно ссаживались с автобуса. В прошлом году таким образом автобус в Каир был наполовину опустошён. Ссаживали и теперь. Все эти проверки требовали значительных временных затрат. Поэтому мы плелись не 3,5 часа, а все 6.
Рядом со мной сидел парнишка из провинции, первый раз вырвавшийся на курорты Хургады, и ещё не испорченный рынком и большим городом. Ему очень хотелось пообщаться с иностранцем, но английского он не знал, а я не связать двух слов на арабском. Поэтому общались на уровне эмоций. На прощание он подарил мне простенький брелок со своим именем, но категорически отказался взять на память в качестве сувенира российский биметаллический червонец, российскую кокарду или хотя бы журнал “Туризм и отдых” с видами Луксора. Что ж, если поеду летом на Байкал, возьму его и приколочу к шаманскому столбу где-нибудь на Ольхоне. Пусть народ удивляется.
Халас.