В Каир на 3 дня
Идея посетить Каир с джет-сеттинговым визитом на 23 февраля возникла спонтанно. Из ниоткуда. Экспромт хорош тем, что при ускоренном планировании такого путешествия чувствуешь себя абсолютно свободным. И выбор делаешь, исходя из сиюминутных принципов. Принцип выбора отеля: вид на пирамиды. Принцип выбора рейсов: успеть на работу к 10.00 утра в понедельник. Принцип формирования плана знакомства с Каиром: отсутствовал вовсе.

Первый сюрприз: нужна виза. Для тех, кто летит чартерами в Шарм и Хургаду, виза не нужна, а для тех, кто летит регулярным рейсом в Каир – нужна.

В Каир летают две авиакомпании - Аэрофлот и Egypt Air. И у той, и у другой вылеты бывают не каждый день. В результате в Каир мы летели из Домодедово Египетскими авиалиниями, а возвращались в Шереметьево Аэрофлотом. Египетская авиакомпания нам очень понравилась: ухоженный просторный самолет, улыбчивый персонал. Расстояния между рядами кресел абсолютно филантропические :). При этом самолет был полупустым - и мы с комфортом расположились вдвоем на целом ряду. Перелет занял чуть больше четырех часов и прошел очень комфортно. Ночной перелет обратно мог бы быть куда менее комфортным (полностью забитый тесноватый аэрофлотовский самолет), если бы нам за двести долларов любезно не сделали апгрейд до бизнес-класса.

Наш отель в Гизе, Le Meridien Pyramids, оказался вполне себе средним отелем, но с жизнерадостной и энергичной атмосферой. В отеле доминировали французы, присутствовали британцы, немцы, американцы, японцы и даже китайцы. Русских туристов, кроме нас, по-моему, и не было. Вообще меня удивило незначительное количество русских в пестрой туристической толпе Каира. Наш водитель и гид Фарук, с которым мы успели тесно подружиться, сказал, что русских в Каире – процентов 10 %. Долгожданный вид из окна поначалу разочаровал: действительно, на пирамиды, но они от отеля далековато и просматриваются через крышу одного из зданий самого отеля, обильно украшенную неэстетичными трубами. Но потом мы привыкли не замечать эту крышу, ибо что есть дурацкая крыша по сравнению с символами ВЕЛИЧАЙШЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ? 

Итак, первый вечер мы провели в итальянском ресторане отеля, за чтением путеводителей и распечаток из инета, посвященных Каиру.

На следующее утро обнаружилось, что погода пасмурная. А поскольку на пирамиды нам хотелось посмотреть во всей их красе, то мы решили, в ожидании хорошей погоды, провести день не в Гизе, а в самом Каире. И начать с Каирского музея. В отеле за пять минут заказали «лимузин» с водителем, оказавшийся тойотой Королла, и отправились осваивать каирские пробки. Стоит это удовольствие (лимузин) просто копейки. Вообще поездка оказалась вполне бюджетной (за исключением перелета).

Перед музеем – ТОЛПЫ туристов, автобусов, машин и магазинчиков. Заботливый Фарук затолкал нас в магазин, с целью покупки путеводителя по музею. Магазин оказался роскошным. На полном серьезе. Мы купили там несколько очень хороших книг, но самой удачной покупкой оказались черно-белые фотографии Каира, сделанные в конце 19 – начале 20 вв, в элегантных черных паспарту. Сейчас эти тонкие и необыкновенно художественные фотографии висят на стенах гостиной и не устают нас радовать.

Сам музей – КАТАСТРОФА для дилетантов! Чтобы не быть сметенным волной экспонатов, залов и информации, нужно очень четко представлять себе, что именно ты хочешь увидеть. Потому что осмотреть все за один день невозможно, часа через полтора ряды саркофагов, мумий и украшений сливаются в единый конвейер (и позже снятся ночью). Обилие артефактов дисконтирует их индивидуальную ценность, по крайней мере, для дилетантов вроде нас. Поэтому я призвала на помощь все свои скудные знания египетской истории и волевым усилием решила, что мы смотрим преддинастический период (самый таинственный), Древнее Царство, находки гробницы Тутанхамона, зал фараона Эхнатона и эллинистический период с фаюмскими портретами. Ну и мумии, разумеется.

Сейчас бы я совсем другое искала в музее. Ведь со времени той короткой поездки я по уши погрузилась в историю Древнего Египта и его таинственную альтернативную историю (существование дофараоновской цивилизации, по уровню развития сравнимой с Атлантидой, подтверждения существования которой в изобилии находятся в Каирском музее).

Мы провели в музее часа четыре и, с разбухшими головами, отправились искать место, где бы пообедать. С едой, на наш взгляд, в Каире (да и в Египте вообще, если судить по недельному пребыванию в Шарме) не очень. В большинстве мест готовят невкусно. В нашем «Меридиане», по крайней мере, невкусным были и ужин, и завтрак. Поэтому мы решили доставить себе гастрономическую радость в каком-нибудь по-настоящему хорошем каирском отеле. Фарук, по своему усмотрению, доставил нас в Хайатт.

Отель чудесно расположен в фешенебельном районе прямо на набережной Нила. Мы сидели за столиком с видом на реку, в ресторанном дворике на первом этаже, наслаждаясь едой и ощущением простора. А потом погуляли по набережной, впитывая в себя виды великой реки.

Следующей целью нашего путешествия стала Цитадель – средневековая церковь с известнейшей огромной мечетью, построенной в 19 веке, названной Алебастровой мечетью. Она доминирует над городом, задает его силуэт. Цитадель нам ОЧЕНЬ понравилась. Расположенная на холме, со значительными открытыми пространствами вокруг мечети, она обладает очень жизнеутверждающей энергетикой. В моем багаже путешественника есть совсем немного мест, где чувствуешь себя так же свободно и комфортно. В цитадели хотелось просто много гулять и рассматривать город с высоты. Сама мечеть тоже впечатляет. Огромная, довольно гармоничная, с элегантным портиками и внутренним двором. Мысль о том, что алебастр (правильнее будет сказать: алебастровый оникс) для ее отделки содрали с пирамиды Хефрена (!) несколько портила впечатление. Мечеть открыта для туристов обоего пола (и это была первая мечеть, на которую мне удалось посмотреть изнутри). Единственное условие – при входе во внутреннее пространство необходимо снять обувь. Внутри она просто огромная и производит яркое впечатление. Нам также очень понравился внутренний двор (язык не поворачивается назвать это внушительное пространство двориком). Мы долго, и с немалым удовольствием, разгуливали по нему в носках – это создавало очень уютное ощущение .

Следующий пункт программы – мечети Султана Хасана (14 в.) и Рифаи (19 в.). Обе очень изысканны. На них, кстати, открывается чудесный вид из Алебастровой мечети. Мы обошли их по кругу, любуясь непривычной для нас архитектурой, и, напоследок, отправились в какой-то парк. Странноватый, по европейским понятиям, парк, но мне он очень понравился. Деревьев там немного (немногочисленные пальмы), растет незначительное количество бугенвиллей и еще какие-то цветы. Но зато есть широкий променад, мощеный светлой плиткой, миловидные холмики, ступеньки, искусственные водопадики и что-то вроде театра Эрмитаж с прилегающими кафешками. Мы пришли туда в выходной, поэтому в парке было весьма оживленно. Возникла невольная ассоциация с летним вечером на Поклонной горе . Там мы и встретили красивый каирский закат, любуясь сложными силуэтами куполов и минаретов в вечернем небе.

Второй день в Каире – не солнечно. Но у нас уже нет ни возможности, ни желания откладывать свидание с тем, ради чего мы сюда приехали – ПИРАМИДАМИ. Оживленный Фарук ждет нас у входа: «Сегодня я буду Вашим гидом!» - гордо объявляет он. Что ж, мы не против. Минут через пять мы уже едем вдоль пирамид, которые предстают перед нами во всем своем совершенстве. Нас охватывает священный трепет, как всегда при соприкосновении с чем-то по-настоящему великим. Но начало знакомства с пирамидами оказывается забавным: Фарук отвозит нас на площадку, откуда открывается чуть ли не лучший вид на пирамиды, где толпы туристов, толпы верблюдов и их погонщиков. Я вижу, как ощетинивается мой муж при взгляде на потертых и грязноватых верблюдов, умоляюще смотрю на него… «Ну ладно, только вместе на одном верблюде, для твоей безопасности». Ура! Фарук быстро договаривается с кем-то из своих - и к нам выводят НАШЕГО верблюда, совершенно замечательного, какого-то молочно-белого, молодого, в новенькой нарядной накидке. Умнейшее создание, которое позволяло себя чесать, обнимать, поглаживать – в общем, творить все с собой, что угодно. Мы закидываемся ему на спину… И верблюд лениво поднимается. Мама рОдная! Я никак не ожидала, что будет так высоко! Под руководством своего хозяина верблюд отправляется гулять по пустыне. ВОСТОООРГ!!! Через три минуты ты забываешь, что это туристическое мероприятие, перестаешь видеть толпу туристов и местных, остаются только пустыня и пирамиды. И твой верблюд, который и в самом деле движется по песку, как корабль. Уже не страшно. Ну почти… Потому что, когда он на длинных ногах решительно шагает вниз по крутоватым барханам, ощущение все-таки беспокойное .

Наконец, мы слезаем со своего красавца, получив необъятное количество фотографий в нашей камере. Фарук подвозит нас к пирамиде Хефрена, и мы радостно с ним расстаемся на некоторое время. Вход в пирамиду Хеопса, куда мы ужасно хотим попасть, открывается только в 14.00, поэтому у нас достаточно времени, чтобы погулять между пирамидами. И снова величие окружающего пейзажа и этих невероятных памятников цивилизации делают свое дело – мы практически перестаем замечать людей вокруг себя (особенно если они не пристают). Краем глаза отмечаешь местные юные парочки, у которых свидание у подножия Великой пирамиды, и шумные семьи, приехавшие сюда на пикник и расположившиеся прямо на обломках древних камней. Здесь чувствуешь себя свободным и вполне счастливым. И отсюда совершенно не хочется уходить.

Естественно, несмотря на обилие полицейских на верблюдах, мы на нее полезли. На пирамиду Хефрена, потому что к ней меньше внимания, чем к Великой пирамиде. Точнее, на первые три ряда камней – дальше было страшновато по разным причинам. Я с завистью вспоминала сцены из старого фильма «Рубин Каира», где главные герои, счастливцы, поднимаются на вершину пирамиды Хеопса и встречают там рассвет. Я бы дорого отдала…

Наконец пришло время проведать пирамиду Хеопса. Фарук уходит куда-то и возвращается с билетами. Мы в числе первых заходим внутрь пирамиды. Честно говоря, я порадовалась, что мы тут не одни. Сначала ты, согнувшись в три погибели, минут пятнадцать (очень приблизительно) поднимаешься по длинному узкому туннелю. Лестницы нет – ты движешься по настилу. В пирамиде откровенно душно и темновато. Периодически пролезаешь через какие-то особо узкие места. А потом вдруг видишь невероятное по масштабу творение рук человеческих: большую галерею. Это очень высокая и длинная, трапециевидной формы камера, под углом 30 % поднимающаяся вверх. Она производит бОльшее впечатление, чем все прочие внутренности пирамиды. Я просто не могу понять, как ТАКОЕ могло быть построено в бронзовом (или каком там) веке!..

Вечером шоу «Звук и свет». Самое интересное в нем – это подсветка пирамид. Если бы ничего больше не было – только ровная однотонная подсветка – и этого было бы более чем достаточно. Мне кажется, я уже и не прислушивалась особо к тому, что говорилось. Были только пирамиды и собственные мысли.

Затем ужин в еще одной топ-класс гостинице Каира – «Four Seasons» в Nile Plaza, Отель крутой, ресторан тоже. Но скучновато. Хорошо, что мы здесь не живем.

На последний день перед отъездом намечена Саккара. Дорога в направлении Саккары совершенно другая. В ней слышны отголоски плодороднейшей долины Нила, того Египта, который в эпоху Римской империи кормил весь Pax Romana. Насыщенная яркая зелень. На полях что-то растет. Местами попадаются явно дорогие виллы. Они, правда, соседствуют с хибарами и стоят на берегу откровенно грязного канальчика, но в этом весь Каир: эффектная смесь богатства и трущоб, дорогих отелей и грязных тесных улочек. Очень яркое впечатление производит четкая граница между изумрудно-зеленой долиной и пустыней. Граница размывается лишь парой пальм. Одна – еще на траве, а следующая уже растет из песка. А дальше ничего не растет. Пустыня.

В Саккаре пустыня еще доступнее и еще притягательнее. Нежнейший мельчайший желтый песок. Очень велик соблазн просто отправиться по ней погулять, насколько хватит сил. Мы залезаем в пирамиду фараона VI династии Тети. Внутри очень интересно. Рельефы на стенах, счастливое узнавание картуша с иероглифической надписью имени фараона. Но сама пирамида – это просто холмик. Как, скажите на милость, эти египтяне ухитрились буквально за 100-150 лет полностью утратить великие технологии строительства, существовавшие при IV династии?..

В пирамиде Джосера тоже что-то есть. Она по-своему элегантна и благородна, хотя и лишена величия трех пирамид Гизы. И очень приятно забраться на соседний холм (хотя полицейский и возражает против моих действий, но как-то не активно возражает ).

Затем наш путь лежал в Мемфис, где мы полюбовались на здоровенную статую Рамзеса и целенького, на маленького, Алебастрового Сфинкса.

Вот и все. Наши приключения закончились, пора в отель, а затем и в аэропорт. Жаль-жаль. Уезжать, естественно, не хочется.

Сюрприз второй: удивительная жизнерадостность и некоммерческое дружелюбие каирцев. Жители города производят впечатление вполне довольных жизнью людей. Нам постоянно кто-то улыбался, трогательные школьники здоровались с нами на улицах. Самые общительные не ленились поинтересоваться, как нас зовут, откуда мы приехали и как нам нравится Каир. Нравится, можете не сомневаться.

Сюрприз третий: я никак не могу слезть с темы Египта. Вдохновенно читаю книги по истории, погружаясь в нее все глубже. Наш семилетний киндер тоже не расстается с книжками по Египту, с удовольствие изучает иероглифы и очень решительно настроен на поездку. Ну а я уже знаю, куда хочу: Это снова будет Каир, но теперь еще и Верхний Египет. И, в первую очередь, таинственный Абидос.