От Сивы до Асуана или чудеса Египта (окончание)
Карнакский храм

В гостиницу вернулись уже после обеда. Мои попутчики отправились по комнатам отдохнуть, а я решила прогуляться вдоль Нила до Карнакского храма. Получилась часовая прогулка быстрым темпом по тенистой набережной. Через четверть часа я миновала последнюю "прикрепленную" территорию, и соответственно последних зазывал. Дальше идти было одно удовольствие.

Уже ничего не ожидала от посещения очередного храма. Но теперь признаю, что это он - самый-самый - большой, величественный, необыкновенный, поражающий воображение. О размерах этого храма (точнее трех храмов, соединенных в один комплекс) уже много писали - территория действительно огромна. На ней большое количество интереснейших статуй, обелисков, фресок; в колонном зале создается впечатление, что попал в дремучий лес с исполинскими деревьями, и того гляди потеряешься, или у меня еще было ощущение, что я внутри компьютерной игры - ну никак не хотелось верить, что все это настоящее - а я, такая маленькая, нахожусь внутри этого величественного сооружения. Прекрасный вид на храм открывается с трибун для просмотра лезерного ночного шоу. На трибуны днем вход закрыт, но за небольшой бакшиш вас с удовольствием пустят. Там можно сидеть часами и любоваться стенами и колоннами храма, отражающимися в Священном озере. Когда надоест сидеть, хорошо спуститься к озеру и выпить чайку в тенистом кафе на берегу. Я с удовольствием провела в храме почти 3 часа. Последний час перед закрытием все туристические группы исчезают, территория храма пустеет, и тогда кайф ощущаешь по новой. Мне, например, захотелось просто носиться по этим бесконечным коридорам, лесенкам, вокруг древних статуй, через ворота и портики... ну да, я же в игре компьютерной на самом деле.

Вернувшись в город, я зашла в интернет-кафе. Обычно не трачу на это время, когда путешествую, но тут у меня была очень определенная задача. Завтра меня ожидает целый день в Каире - еще не знаю толком, чем там себя занять, но до 2-х часов ночи (моего самолета домой) времени предостаточно. День-то я как-нибудь продержусь, а вот ближе к вечеру, когда будет уже совсем хотеться спать после ночи, проведенной в поезде, хорошо бы иметь компанию, чтобы за разговорами и посиделками время пролетело быстрее. Сомнительная идея. Однако она блестяще сработала, об этом ниже.

Наконец, забрав вещи в гостинице, я поспешила на вокзал. До отправления поезда оставалось меньше часа, весьма хотелось есть. Я решила заказать еду с собой, чтобы не опоздать, а в кафе только выпить чайку и выкурить шишу. Меня тут же окружили заботой, официанты засуетились, повар побежал готовить салат и кебабы. Когда чай был выпит, шиша погасла, а на столе лежал сверток с горячей едой, менеджер назвал цену, которая мне совсем не понравилась. Ну вот, все-таки попала на "развод" - подумала я. Спросила у менеджера, сколько же у вас чай стоит. Он, не моргнув, заявил, что семь фунтов. Поймала за рукав бегущего мимо официанта с этим же вопросом, тот, не уловив грозного взгляда шефа, брякнул цифру три. Тааак. Однажды во Вьетнаме я встретила "наглого", по моим меркам, путешественника, который все цены устанавливал сам, не взирая на требования местных жителей. Мол, деньги мои - сколько хочу, столько плачу. Тогда мне этот подход очень не понравился, но в Египте я часто вспоминала с удовольствием этот маленький урок. К сожалению, наглости некоторых арабов нет предела. Вот и сейчас, пришлось мне названную цену поделить на два, скинуть еще немного за моральный ущерб: "Либо я заплачу не 35, а 15 фунтов за все; либо заплачу только за чай, а кебабами наслаждайтесь сами." Могу только добавить, что кебабы были вкусные.

Каир

Спалось плохо. Лечь на три сиденья на этот раз не удалось, а сидя не очень и поспишь. Еще кондиционеры в египетских поездах зверствуют не на шутку, так что одеваться нужно потеплее.

В семь утра мы прибыли на станцию Рамзес. Я сдала рюкзак в камеру хранения - очень удобное заведение, работает круглосуточно. Первым делом еду в хорошее кафе, где кушаю горячий завтрак, пью кофе и любимый манговый сок. Думаю, не рвануть ли к Пирамидам, но там я уже была, и сил сражаться с надоедливыми зазывалами сегодня нет. Тем более мне хочется посмотреть на Каир - разные его районы, почувствовать атмосферу города. Поскольку кафе находилось недалеко от района Замалек, то сначала я отправилась туда. Замалек - это остров на Ниле, очень зеленый и спокойный - этакий оазис свежести среди дыма и шума безумного города. На остров я пошла пешком по мосту через реку. Смотрю вниз, и вот он, тот коричневый и мутный Нил, каким я его себе представляла в самом начале путешествия. По острову очень приятно погулять вдоль набережной. Некоторые ее участки пользуются такой популярностью у фланирующей местной молодежи, что за вход на них даже ввели плату. Еще на Замалеке есть высокая башня со смотровой площадкой наверху. Посмотреть на Каир с высоты птичьего полета очень интересно. Зашла в музей изящных искусств. Он находится на берегу реки, в старинном, европейского вида особняке и соседствует со зданием русского посольства.

Дальше мой путь лежал к Цитадели. Каирские такси неудобны отсутствием счетчиков. Поэтому на каждом маршруте нужно знать примерную цену, и заранее ее обговаривать с таксистами. Дело это иногда непростое, потому что при виде иностранца у таксистов в глазах начинает светиться значок доллара. С третьего раза договоренность достигнута, и мы мчимся к Цитадели.

Цитадель возвышается на высоком неприступном холме, поэтому кажется, что она в стороне от всех городских построек. Территория огромна - несколько мечетей, десяток музеев, кафешки и большие террасы, с которых открываются великолепные виды на город, а на горизонте даже проступают контуры пирамид. Я посетила несколько музеев и все мечети, последние очень красивые. На осмотр всего комплекса нужно несколько часов. Там просто приятно находиться - любоваться городом, болтать с местными жителями и пить кофе в кафе на краю высоченного обрыва. Как раз за чашечкой кофе, разомлев на солнышке, я поняла, что сейчас непременно засну. Пора двигаться дальше, лучше в какое-нибудь место пошумнее, чтобы было не до сна. Конечно же в Исламский Каир!

Об этом районе я была много наслышана - знаменитый базар Хан Эль-Халили, не менее знаменитая мечеть Эль-Ажар, при которой был открыт один из древнейших университетов в мире, многочисленные старинные дома с красивыми внутренними двориками. Одним словом, провести там можно и нужно не несколько часов, а лучше несколько дней. Для экономии времени я сразу же взяла гида, из околачивающейся на площади местной молодежи. Они там себе забавные визитные карточки придумали - Ассоциация дружбы с туристами. Ну, дружба дружбой, а за деньги оно вернее. Гид мне попался толковый, хорошо говорил по-английски. Мы успели много посмотреть и даже выкурили шишу в кафе, где любил сиживать Нагиб Махфуз, нобелевский лауреат и автор книг "Каирская Трилогия". Действия в них разворачиваются как раз на улицах "Исламского Каира".

Все, солнце село, и Каир погрузился в темноту. Я звоню моему новому знакомому, найденному вчера в глубинах интернета. Ахмед - студент последнего курса университета, готовится стать инженером. И надо же - у них сегодня вечеринка с друзьями, так что я буду выступать в роли "свадебного генерала", а они все будут помогать мне бороться со сном. По рукам. Как, наверное, часто происходит в студенческих кругах, говорили много о политике. Ребята попались очень патриотичными, с жаром делились своими взглядами на ситуацию в мире, "кто прав - кто виноват". А когда начали пересказывать историю арабо-израильских конфликтов, тыкая для наглядности в карту в моем путеводителе ЛП, и дошли до 67-го года, у одного молодого человека даже слезы в глазах заблестели... или это мне показалось? Двое оказались большими поклонниками России, и наперебой принялись мне рассказывать, как у нас там, в России, хорошо. Я не стала вступать в полемику, но пригласила их в гости - если приедут, пусть сами разбираются. Время не бежало, а летело. Жалко было оставлять моих собеседников. Им, кажется, тоже было жалко, поэтому вечеринка свернулась, все сели по машинами и покатили меня провожать. Сначала на вокзал Рамзес, забирать мой багаж, потом в аэропорт. Удивительно, что в стране, где я никого толком не знаю, меня провожает столько народа.

Самолет взлетел с задержкой и приземлился с задержкой. Заехать домой до работы времени уже не было, поэтому я утром нового дня заявилась прямо в офис - с пыльным рюкзаком, черная от загара и немного пошатываясь после второй ночи без сна. Но поспать ведь всегда успеем, а в отпуске надо... :)