Давно хотел съездить в круиз по Нилу, и вот, наконец, сбылось. Перед тем как отправиться в путешествие, хотел узнать поподробнее, что это такое, как это получше организовать, чего ожидать и какие могут быть проблемы. В Интернете, к сожалению, деловых подробностей не нашел (может, не там искал?). Побеседовал с одним знакомым, который ездил в этот круиз несколько лет назад: он горячо советовал, говорил, что это – здорово, но технических деталей уже не помнил. Дэушки в турбюро четких представлений (кроме программы и цены) на сей предмет не имели, но говорили, что все остаются довольными.
Пришлось начинать с нуля и все проделать самому. Забегая вперед, скажу, что все получилось, ни о чем не жалею, и готов поделиться опытом.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ
1. Что такое «Круиз по Нилу». Не следует думать, что вас повезут на теплоходе по всему Нилу от Средиземного моря до Центральной Африки. На самом деле это путешествие на теплоходе 5 звезд (что в реальности соответствует честным 4 звездам или чуть ниже) по 300-километровому участку Нила Луксор-Асуан с остановками и экскурсиями в нескольких городках, где имеются развалины старых храмов. Круиз может начинаться в Луксоре и заканчиваться в Асуане (по-моему, оптимальный вариант), а может и наоборот, начинаться в Асуане и финишировать в Луксоре.
2. Типичная длительность – 4 дня и 3 ночи или 5 дней и 4 ночи. В стоимость путевки (ваучера) входят трехразовое питание в ресторане корабля (шведский стол) + экскурсионная программа с билетами в посещаемые храмы + трансферы на автобусе от Хургады до Луксора (ок. 4 часов) и обратная дорога от Асуана до Хургады (ок. 8 часов) без питания во время переездов.
3. Типичная ошибка путешественника: избыточные ожидания. Это превосходное путешествие, но оно далеко от идеала. Не надо думать, что все получится так, как вы мечтали. Будут замечательные моменты, о которых вы и не предполагали, но будут и обломы. В конце концов, одно скомпенсирует другое. Отправляться в этот круиз надо в философском состоянии души, не обращать внимания на досадные мелочи и радоваться удачам.
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ
Прежде всего, надо понимать структуру всей кухни. В основании этой египетской пирамиды находятся компании – владельцы теплоходов, а на вершине – Вы. Между вами и теплоходом расположены толстые слои посредников, тянущих хищные лапы к вашему бумажнику.
Теплоходов сотни. На каждом – около 100-200 мест. Эти места (как и на чартерном самолете) закупаются и распространяются местными луксорскими и хургадскими турфирмами (но только солидными, заслуживающими доверия, а не мелочью из собачьих будок). Эти турфирмы, в свою очередь, могут продать ваучер (1) российской турфирме, (2) мелкой местной турфирме из собачьей будки, (3) местным гидам, которые потом втюхают ее вам, и, наконец, (4) ВАМ ЛИЧНО в своем офисе за наличные баксики.
Последний вариант – без лишних посредников и потому самый дешевый. Из совокупности русскоязычных туристов на этом теплоходе сколачивается русская группа со своим автобусом и русскоговорящим гидом (в русскую группу входят и украинцы, и прибалты и прочие граждане быв. СССР, которые в данной ситуации почему-то ничего не имеют против русского языка).
А теперь усвойте основную истину: конечный результат – уровень сервиса, программа, каюта надежность, страховка и прочие прелести – абсолютно не зависит от того, как в ваших руках оказался ваучер – купили ли вы его в Москве или во Владивостоке, или в Хургаде у гида в отеле или в офисе египетской турфирмы. А вот цена зависит, и еще как.
Рассмотрим варианты покупки путевки (ваучера).
1. В Российской турфирме. Круиз по Нилу – штука нестандартная, поэтому его предлагают лишь очень немногие турфирмы. Придется побегать, поискать, покопаться в Интернете. Каждая наша фирма связана со своими египетскими контрагентами непосредственно или через промежуточные звенья (и каждому надо платить), поэтому сроки круиза бывают жестко привязаны к рейсам конкретного теплохода с одной стороны, и к авиачартерам, с другой. Результат – крайне скудный выбор сроков круиза, а это не всегда удобно. Как правило без исключений вам предложат начать путешествие с отдыха в отеле Хургады (1-3 дня), а затем следует круиз из которого вы возвращаетесь обратно в отель и там еще несколько дней загараете и купаетесь. ПЛЮСОВ только два: четкая определенность сроков (еще находясь дома вы уже знаете, где будете такого-то числа), а также то, что дни вашего отсутствия в хургадском отеле исключаются из оплаты (ниже я покажу, что это – сомнительный выигрыш). МИНУСЫ: (1) крайне ограниченный выбор сроков и структуры поездки, (2) крайне ограниченный выбор отелей – только те, в которых пасется египетская турфирма, предлагающая круиз, (3) очень высокая цена (стоимость самого круиза повышается в 2-3 раза за счет накруток). Я очень рад, что отказался от этого варианта и решил рискнуть. Риск оказался нулевым.
2. У гида принимающей турфирмы в Хургаде. В России берете обычную путевку в Хургаду в тот отель, в который хотите и на тот срок, который вам удобен. У гида в отеле покупаете ваучер в круиз так же, как и на любую другую экскурсию – на коралловые острова, в Луксор или в Каир. Гид страшно заинтересован, чтобы вы купили ваучер именно у него, поэтому будет говорить, что другие варианты очень опасны, ничего не гарантируют и не страхуют. Вранье. Он сам берет ваучеры в тех же агенствах, что и вы (см. вариант 3). А страховка у вас была куплена еще в России. ПЛЮС: простота. МИНУС: гарантирована переплата гиду 50-200 долларов, если судить по словам моих попутчиков, которые так и поступили (у гида тоже есть дети, которых надо кормить). Это не наш путь.
3. В хургадской турфирме. В первый же день отправляетесь в центр Хургады (Саккала), ищите солидную турфирму (адресок дам ниже) и покупаете круиз за 220 долларов США наличными на тот срок, который вам понравится. Это реальная стартовая цена круиза весной 2005 г. Главное правило: не бросайтесь на первое попавшееся предложение как голодная щука на блесну. ПЛЮСЫ очевидны. МИНУС один: за время вашего отсутствия в отеле деньги вам никто не вернет, они, считай, пропали. А теперь главное: СТОИМОСТЬ ПРОПАВШИХ ДНЕЙ В ОТЕЛЕ МНОГОКРАТНО МЕНЬШЕ, ЧЕМ ПЕРЕПЛАТЫ РОССИЙСКИМ ФИРМАМ ИЛИ МЕСТНЫМ ПОСРЕДНИКАМ. В конечном итоге на одном ваучере вы экономите 150-200 долларов (это я понял из разговоров с попутчиками на корабле, которые пользовались схемами 1 и 2 и потом хором рвали волосы изо всех мест, когда узнали, по какой цене поехал я).
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Путевку в отель на 11 ночей/12 дней/полупансион я купил дома, слегка изнасиловав девушку-туроператора (она возилась со мной минут 30 пока не подобрала устроивший меня вариант). Расстались друзьями. За 10 дней до отлета 3 раза сходил в солярий, чтобы не сгореть в первые же дни (безотказный вариант).
Прилетели ночью. Отель этот я знал. Выспался. Позавтракал. Сходил на пляж, позагорал, понырял на коралловых рифах. К полудню проголодался и понял, что пора действовать.
На маршрутке добрался до центральной улицы Хургады, где расположены основные магазины, лавки, турбюро, отели, кафешки и дискотеки. Эта улица называется ШЕРАТОН СТРИТ. Попросил водилу остановить у отеля SeaGull («Чайка» по-нашему). Сразу за ним в коричневом здании на втором этаже Дьюти фри. Затарился спиртным (помните, что это можно сделать только в первые 24 часа после прилета и необходим паспорт – в нем около визы араб поставит свою закорючку). Имейте в виду, что спиртное по Хургаде лучше нести в темном пакете или в сумке. Я этого не учел и арабы на улице меня задергали просьбами продать или обменять (дрюг, Саша-Маша с Уралмаша, пачему не хочиш?).
Пообедал в ресторанчике. Иду дальше – наткнулся на первое турбюро. На мой вопрос о круизе ответили, что этим не занимаются. Ладно, пошел дальше. В следующем в меня вцепились всеми конечностями. Усадили, хотели напоить каркаде. Еле отвязался. Куда-то позвонили (потом я понял, что посредникам), и радостно предложили за 450 баксов. В следующем цена была пониже – 400 баксов (и тоже после звонка куда-то). В других бюро 280-360 баксов. Приуныл. Наконец дошел почти до конца Шератон стрит (где поворот на Даунтаун) и обнаружил турфирму SAIF TOURS. Там-то оно и свершилось. Как найти это агентство? Очень просто. Дойдите почти до конца Шератон стрит, до рыбного ресторана Эль Джокер. Встаньте к нему спиной. По левую руку наискосок на противоположной стороне увидите вывеску SAIF TOURS. Не увидите – спросите любого местного, покажут сразу (не подумайте, что это реклама, просто конкретный адрес где мне повезло; если кто-нибудь знает лучше – ради бога).
Вошел. Справа стол. На столе комп. За столом девочка. Наша. Зовут Аня. Без лишних слов, каркаде и дурацких звонков достает отпечатанный прайс. В нем среди прочего значится: Круиз по Нилу 220 долларов (сингл). Начало послезавтра. Кисанька, говорю, дай я тебя поцелую. Она приятно розовеет, но косится в дальний угол, где сидят два толстых араба и нехорошо на нас смотрят. Все ясно. Вернулся к прайсу, посмотрел другие цены. Поездка на коралловые рифа (маска, трубка, ласты) на весь день с обедом на катере – 11 долларов (в других фирмах 15, у гида в отеле 20). Шарм-Эль-Нага – 22 доллара (у других – 30). И т.д.
В итоге купил круиз на послезавтра и поездку в Шарм-эль-Нагу на завтра. Расстались друзьями.
Рассказ про Шарм-эль-Нагу опускаю. Если кому интересно – расскажу отдельно.
Вечером в отеле встретил гида. Предупредил, что уеду в круиз на несколько дней. Он аж позеленел, спросил, у кого я купил ваучер. Я дипломатично ответил, что купил еще дома, в Питере, в другой фирме. Вижу, у него на сердце отлегло. Спросил, за сколько. Я ему ответил, что за 220. Он заволновался, затряс головой, сказал, что это самая нижняя цена и что дешевле не бывает. Заказал завтрак сухим пайком в ресторане отеля. Расстались друзьями.
В день отъезда в круиз встал в 5 утра. Быстро собрался. ВЗЯЛ ПАСПОРТ. Имейте в виду, что теплоходы – это те же отели, и без паспорта вас там не поселят, и никакой ваучер не поможет. На дверь снаружи повесил бирку DO NOT DISTURB (не беспокоить), чтобы в мое отсутствие в номер никто не входил. Туристический автобус подошел с опозданием в 20 минут (обычное дело для Египта). В нем сидела вся наша русскоязычная группа (около 20 человек) и гид (парень из Ингушетии, знавший арабский язык, якобы студент-историк, а на самом деле жулик и халтурщик – это был первый и главный облом).
Пока ехали, он пустил по рукам подробную программу круиза. Это был единственный раз, когда мы ее видели, но я ее запомнил. В ней было перечислено все, что фирма обязуется предоставить нам за наши деньги. Эту программу наш гид (или гад?) потом изящно обкорнал, положив деньги за некоторые приятные мелочи себе в карман (в бизнесе это называется недопоставка услуг).Советую в автобусе эту программу переписать, и лучше сделать это так, чтобы гид это видел. Тогда он будет знать, что есть люди, которые знают, что он обязан вам показать во время круиза.
Сразу скажу: у разных круизов разные программы. Это зависит от массы случайностей: времени отплытия, задержек в пути, задержек в шлюзах, расторопности и порядочности гида и пр. Одни теплоходы отходят вечером, другие утром или днем. Соответственно меняется время прибытия в те или иные пункты и время пребывания в них.
Еще одна неожиданность: тут же в автобусе с каждого из нас в добровольно-принудительном порядке сняли по 50 LE (ок 250 руб) на «коллективные чаевые». Было сказано, что больше за весь круиз мы никому никаких чаевых платить не должны, добрый гид сам сделает это за нас. И действительно, я видел, как он потом расплачивался с носильщиками, они орали ему в ответ, что мало, а он в ответ улыбался усталой всепонимающей улыбкой кавказца.
Затем – обычный переезд на автобусе в Луксор. Там к нам присоединился местный гид Мохаммед, который очень неплохо провел всю экскурсию по Люксору по стандартной программе (колоссы Мемнона, Долина царей+три гробницы, Храм Хатшепсут, каменная мастерская (на самом деле магазин сувениров) переезд на восточный берег Нила на моторной лодке, обед в ресторане нашего теплохода (вещи оставались в автобусе), продолжение экскурсии: Карнак и парфюмерная лавка. Это все я уже видел, но с удовольствием посмотрел еще раз.
Наконец, вечером все автобусы с туристами укатили в Хургаду, а мы прибыли на свой теплоход. У восточной набережной Нила причалены многие десятки если не сотни круизных теплоходов. Они счалены бортами по 4-5 штук и ты проходишь насквозь через несколько судов, пока попадаешь на свой корабль. Почти везде есть русскоязычные группы. Много французов и немцев. Немного итальянцев, англичан и скандинавов. Американцев нет, или они маскируются под англичан.
Круизный теплоход – это маленький Титаник. Полы из цветного мрамора или гранита. Фонтанчики. Колонны. Статуэтки. Все в сияющей латуни. Такое впечатление, что ты не на корабле, а в дорогом отеле. Правда, при ближайшем рассмотрении все (кроме полов) оказывавется бижутерией, но не будем присматриваться слишком пристально, а то и окосеть можно, а глазки еще понадобятся.
На ресепшн забрали паспорт (вернули в конце круиза) и выдали ключ в номер. Номера на теплоходе больше напоминают отельные номера, чем каюты. Короткий коридор, направо – санузел (раковина, большое зеркало, розетка на 220 В, сидячая ванна-душ, унитаз, упаковка мыла и два пакетика шампуня). Впереди комната. Широкая кровать, два кресла, тумбочка-холодильник (который не работал), телевизор (3 программы жуткого качества), встроенный в нишу стол с большим зеркалом, прикроватная тумбочка, шкаф для вещей с вешалками и полками. Огромное раздвижное окно на всю стену. Раздвинул – открылась панорама ночного Нила. Обалдел. Плеснул в стакан кубинского рома, разбавил колой, проглотил, и совсем хорошо стало. Не зря в Хургаде в Дьютик сходил.
Затем – ужин в корабельном ресторане. Шведский стол. Сразу скажу, что кормили хуже, чем в отеле. Но, если не ставить цель, чтобы к концу круиза репа не пролезала в иллюминитор, то очень даже ничего.
Имейте в виду: кормят бесплатно и сколько хочешь, но напитки платные. И цены не маленькие. Бутылка пива 30 LE, питьевая вода Барака 15 LE, бутылка вина от 75 LE. Многие покупают напитки на суше, но проносить на теплоход их нельзя (то есть можно, но в непрозрачном пакете). Это хорошо знают торговцы на набережных и дают такие пакеты. Кроме того, на теплоходе есть круглосуточный бар, уютный зал (каюткомпания) для больших собраний, концертов и дискотек, несколько лавок с сувенирами и литературой.
Вернулся в номер, разделся, залез в душ. Не работает, зараза! Оделся, пошел объясняться на ресепшн. Молодой араб сделал вид, что все понял, но так ничего и не починили. Зато у девушки в каюте напротив душ работал безотказно. Правда, окно у нее открывалось не на Нил, а на огромный закопченый вентилятор соседнего теплохода, который закачивал в ее каюту теплый чад из ресторанной кухни. Помните, с чего я начал рассказ? Что достоинства компенсируются недостатками и наоборот, на каждую неприятность найдется маленькая радость. И это далеко не последний пример.
Глотнул рома с колой. Вышел на верхнюю палубу. Ночной Луксор, Нил, все в огнях. Я понял, что не зря все это затеял. И, похоже, все кто стояли рядом, думали так же.
Про ночь пропустим. Душ так и не работал. Пришлось в час ночи сурово поговорить на ресепшн, напомнить про 5 звезд. Прибежали, починили, сунул местному сантехнику в благодарность несколько фунтиков.
Когда утром к нам вернулось сознание, обнаружилось, что теплоход стоит там же, где и стоял, т.е. в Луксоре. Завтрак с 8 до 9 утра (с питьем за счет заведения). Затем было объявлено свободное время до 13:00, после чего отчаливаем (по арабски - начинается navigation).
Господа! Чем можно занять себя в Луксоре с 9:00 до 13:00?
Выйдите на набережную, встаньте спиной к Нилу. Налево не ходите. В конце концов упретесь в Карнакский храм, а там мы уже были. Идите направо. Там увидите Луксорский музей древностей (вход около 50 LE) – это для любителей египетской истории. Дальше – маленький базар из туристических лавок. В одной старый копт продавал мне серебряную цепочку под картуш. Начал с 280 LE, сошлись на 30 LE. (Торгуйтесь, господа! Самое крутое снижение цены происходит, когда вы, серьезно поторговавшись, так же серьезно делаете вид, что уходите навсегда.) Еще дальше Луксорский храм. Его посещение входит только в нетипичный вариант посещения Луксора - двухдневную экскурсию с ночевкой в местной гостинице. Вход 40 LE. Посмотреть действительно стоит. Еще неподалеку расположен большой луксорский базар. Без комментариев.
На обратном пути вдоль набережной увидите стоянку фелюг. Фелюга (или фелука) – это египетская лодка с красивым косым высоким парусом (типа латинского). Лодочники-арабы на них катают туристов по Нилу за деньги. Торгуйтесь. Лучше это делать небольшой группой.
Чуть дальше лодочной стоянки находится маленький интернет-центр (10 LE/час). Там же можно перекачать фото с цифровика на CD (30 LE).
Купите на набережной колу или питьевую воду, и побольше. Чем дальше от круизных теплоходов, тем ниже цены, но все равно обойдется дороже, чем в Хургаде.
Всех этих дел за 4 часа, конечно, не переделаешь, но из чего выбирать вы уже знаете.
КРУИЗ
Отплытие было назначено на 13:00, но в соответствии с местными порядками состоялось на 2 часа позже. За это время десятки соседних круизных кораблей отходили один за другим и брали курс на Асуан.
Кстати, имейте в виду: в этом круизе самая крупная неприятность – опоздать на теплоход. Пассажиров никто особо не пересчитывает, каждый сам отвечает за себя. Останетесь на суше – добирайтесь до следующего места стоянки теплохода на микроавтобусе и ждите там. Вывод: сходя на берег, держите в голове расписание, а в кармане энную сумму денег. Так. На всякий случай. Прецеденты имели место.
На Ниле не бывает волн, поэтому качка полностью отсутствует, и если не смотреть в иллюминаторы, даже не поймешь, движется корабль или стоит у причала.
Тут вся почтенная публика похватала фотоаппараты и видеокамеры и повалила валом на верхнюю палубу.
Верхняя палуба – это огромная огражденная релингами плоскость, частично открытая, частично затянутая тентом. Множество столиков с креслами и полотняные зонтики как на пляже. Барная стойка. Лежаки. И бассейн 5х4 м глубиной ок. полутора метров с прохладной, чистой слегка хлорированной водой.
Когда теплоход идет по Луксору и его окрестностям, открываются потрясающие виды. Особенно хороши разноцветные фелюги с высокими косыми парусами. Они встречаются и поодиночке, и парами, и тройками. Все это на фоне водной ряби, пальм, гор… Я сделал несколько снимков – они оказались самыми удачными за весь круиз: хоть на обложку глянцевого журнала.
Затем до вечера загорали, купались в бассейне, фотографировали проплывающие мимо пейзажи и друг друга. Лежаков и пляжных полотенец, разумеется, хватило не на всех.
Все берега Нила – это сплошные поля, пастбища, коровы, волы, по брюхо стоящие в реке, козы, драные собаки, пальмовые рощи, домики крестьян и огромное число минаретов, которые потрясающе смотрятся на фоне заката.
В 6 вечера закат. Если в этот момент оказаться на верхней палубе с фотоаппаратом, можно получить отличные снимки.
Вечером круизное начальство выпендрилось: решило сделать не шведский стол, а ресторанный ужин со свечами. Но, поскольку официантов оказалось 5-6 на 200 голодных нас, свою порцию мы проглотили не в 8, а в полдесятого, а закончилось все в начале одиннадцатого. Но они так старались, что злиться на них никто не думал.
Ночью была дискотека. Мелодии в основном арабские. Зажигали французы. Остальные быстро скисли и ушли спать.
Утром третьего дня круиза подъем рано утром, в 6 часов. За ночь мы успели дойти до Эсны, пройти шлюзы и добраться до Эдфу (Idfu). Эсна известна своим храмом, но остановка там в программу нашего круиза не входила.
Итак, когда мы проснулись, корабль стоял на западном берегу Нила у причала городка Эдфу. С 6 до 7 завтрак, затем – экскурсия в большой храм Битвы Сета и Хороса. Добирались до храма на нашем автобусе (который, как выяснилось, следовал по суше за теплоходом). Другие же группы, где гиды на туристах не экономили, - на фиакрах - старинных 2-местных экипажах с кожаным верхом, запряженных лошадками. Кстати, в программе, которую мы читали в автобусе по дороге в Люксор, поездка на фиакрах фигурировала. Когда мы спросили нашего жмота, почему так получается, он ответил, что, дескать, на автобусе быстрее и удобнее, и вообще, дались, дескать, нам эти фиакры. Механизм здесь простой: у гида на руках имеется сумма денег для оплаты на месте всех пунктов программы, и никакой отчетности. Объяснения требуются?
Храм в Эдфу великолепный, но на истории и архитектуре я здесь останавливаться не буду. Кому интересно – читайте книжки.
К 10:30 вернулись на теплоход, который взял курс на Ком Омбо. Верхняя палуба. Загар. Бассейн. Немного рома с колой. И Нильские пейзажи за бортами. Кстати, о крокодилах и бегемотах: мы их не видели и видеть не могли. Они живут только выше Асуанской плотины. Зато видели множество разных птиц, в т.ч. цапель. Пообедали. Еще позагорали. И к 17:00 причалили к Ком Омбо.
Там находится двойной храм Хороса и Себека (см. книжки), можно увидеть мумии священных крокодилов. Не повезло: гид наш драный, когда дело доходило до истории, мифов, искусства и архитектуры, был очень немногословен. Повезло: когда мы уходили, был закат, и мне удалось сфотографировать этот храм в лучах заходящего солнца. Потрясающие кадры.
Быстро стемнело. Вдоль пристани длинный базар. Нам дали полчаса на его разграбление. В основном продают галабии и ткани. Сувениров мало. Литр колы предлагают за 10 LE, но готовы скинуть цену до 7 LE. Вдоль базара идет белая линия, которая отделяет торговую зону от проходной. За нее местные продавцы не имеют права заходить, за этим следит турполиция. Но из-за нее зазывают очень активно.
Вечером после ужина (еще стояли в Ком Омбо) в танцзале теплохода был нубийский концерт: несколько нубийцев (так называется местное население) 2 часа плясали под там-тамы и пели свои нубийские песни. Потом объявили дискотеку, на которую никто не пошел, даже французы.
За ночь теплоход дошел до Асуана. Это огромный город, расположенный в основном на восточном берегу Нила. На противоположном берегу на горе виден Город Мертвых и могилы принцев Египта.
Подъем в 7 утра. Завтрак. Затем – очередной заподляк от гида: желающие едут на дополнительную платную экскурсию в нубийскую деревню (30 долларов США). Остальные ждут возвращения группы на теплоходе. Что такое нубийская деревня я догадывался: то же, что и сафари в бедуинскую деревню в Хургаде, только по 20 баксов с каждого простака гид с водилой автобуса кладут себе в карман. Так и оказалось: те, кто клюнули на эту бодягу, вернувшись, плевались. Ни одного хорошего слова про это развлекалово я не услышал.
От гида зависит очень многое. Например, если бы он не пытался выжать из круиза максимум наших денег в свой карман, то мог бы свозить нас не в бутафорскую деревню, а в древние каменоломни к незаконченному обелиску, или на остров Филе (что это такое - см. умные книжки), куда и отправились немцы и французы. И по времени, и по деньгам это то же самое, что и нубийская деревня, только пришлось бы гиду честно потратить часть денег на фелюги и билет в храм Филе.
Если бы я знал всю эту кухню заранее, то собрал бы нашу группу накануне и договорился бы потребовать от гида нормальную экскурсию на Филе. И объяснили бы ему, что в противном случае по возвращении его ждет очень неприятное объяснение в туристическом бюро. И про фиакры напомнить. И про незаконченный обелиск, который входит в программу экскурсии. Чтобы не морочил нам головы за наши же деньги.
Итак, с 7 до 11 утра – вынужденное свободное время. В Асуане делать нечего: в зоне причалов одни грязные пыльные новостройки – спальные районы арабского типа. Вернулся на корабль. Собрал вещи, сдал ключи, расплатился за бар, получил обратно паспорт. Позагорал на палубе. Вернулась наша группа. Сдали номера, получили паспорта, сели в автобус и поехали на асуанскую плотину. Она находится на десяток километров южнее Асуана. Сооружение, конечно, грандиозное, ничего не скажешь. Превратили древние земли в индустриальный пейзаж, усеянный обрывками полиэтиленовых пакетов, пластиковыми бутылками и обломками бетонных блоков, между которыми валяются тощие облезлые египетские собаки.
Вернулись в Асуан, где гид продолжил свой бизнес: отвез нас сначала в «мастерскую папируса», а затем в «ювелирную мастерскую». На самом деле это обычные большие магазины, где гид получает свои комиссионные за доставку к прилавкам очередной порции лопухов. В каждом заведении убили по 40 минут. Затем сели в автобус, вернулись к теплоходу, забрали свои вещи и в 13:30 отправились в Хургаду.
Имейте в виду: питание за счет ваучера на обратном пути не предусмотрено. Надо иметь с собой бутылку с водой или колой. Дорога идет вдоль Нила, примерно в километре от берега. Через пальмы видишь, как по нему идут теплоходы, и очень хочется туда, назад. Через 4 часа полуторочасовая остановка в Луксоре, где собирался конвой автобусов, возвращающихся в Хургаду. Там неподалеку есть дешевый ресторанчик. Качественно заправились. Далее в Хургаду с одной остановкой в городке Кена (Qena), где можно купить напитки и мороженое. К 22:00 добрались до отеля. Успел на поздний ужин. В номер мой никто за время моего отсутствия не входил. Выспался. Следующие дни загарал, купался, смотался на коралловые рифы (через тот же Saif Tours). Затем без приключений вернулся на родину.
Понравился ли мне этот круиз? Да. Очень. Превосходный способ провести несколько дней в Египте. А те досадные мелочи, о которых я упоминал, в конечном счете – пустяки и погоды не делают. Но теперь я бы выбирал не 4-х, а 5-дневный вариант с остановкой в Эсне и расширенной экскурсионной программой.
Думаю, теперь вы в деталях знаете, что такое Круиз по Нилу и как это сделать. Ну, а стоит ли – решайте сами.