Круиз по Нилу + Каир + отдых в Conrad Resort, Хургада
С благодарностью посвящается моим родителям и предыдущему рассказчику Eliana
17.04.-1.05.2004
Идея нашего двухнедельного отдыха сложилась усилиями двух школьных подруг, и заключалась в том, чтобы сначала совершить экскурсионную поездку по Египту, а затем отдохнуть в приличном отеле на берегу моря в Хургаде. Благо на работе есть неограниченный доступ к Интернету, и по крупицам, благодаря ЕК и не только, удалось собрать ценную информацию о таком туре, туроператорах и подобрать подходящий отель. Круизы с Каиром предлагали немногие туроператоры, но наш выбор пал на «Клеопатру», т.к. понравилась оперативность их реагирования, цены же за выбранный нами уровень отелей 4-4+* варьировались в пределах 50 долларов. Единственное упущение «Клеопатры» было в том, что они заранее не предупредили о переносе обратного рейса из Хургады в Москву на 6 часов, а для нас это было важно, т.к. билеты на Калининград были уже куплены. Но мы быстро сообразили и перебронировали рейс уже в Шереметьево, благо там есть кассы Аэрофлота. Встречающей стороной была египетская фирма "Abanoub Travel", услугами которой мы в целом остались довольны.
Итак, наша поездка начиналась 16 апреля 2004 г., когда мы вылетели в 18.00 в Москву, где мы переночевали в гостинице. А на следующий день 17 апреля мы вылетели из Шереметьево-2 в Хургаду рейсом ВАСО в 12.50. По плану нашего тура одну ночь мы должны были прожить в отеле в Хургаде, затем отправиться на круиз вверх по Нилу из Луксора в Асуан (4 дня/3 ночи), после чего на поезде ехать из Асуана в Каир (1 ночь), затем еще одна ночь в Каире и на следующий день выезжать в Хургаду, где мы должны были провести еще 8 ночей в отеле «Conrad Resort», который лет 5-6 назад принадлежал сети «Hilton International», теперь же от его 5-ти звездности остались 4 или 4+ реальные звезды.
ЧАСТЬ I. КРУИЗ ПО НИЛУ
17.04.2004 – Встреча с морем
Говорят, что чартерные рейсы не могут вылетать вовремя, но наше ВАСО (честь и хвала Воронежскому Авиа-Строительному Обществу с его ИЛами-86!!) отличалась завидной пунктуальностью, на пути туда и обратно тоже, что особенно порадовало, т.к. некоторые авиакомпании переносили обратные рейсы более чем на 12 часов. Незаметный взлет, спокойный 4-х часовой полет и мягкая посадка в аэропорту Хургады в 17.00 по Москве, т.е. в 15.00 по египетскому времени. С воздуха была видна узкая лента отелей вдоль бирюзового моря и бескрайняя красно-бурая пустыня, но больше всего поразила близость горной гряды, о наличии которой мы и не подозревали. Невысокие такие горы, но все-таки горы – горы Красного моря! На стойке Abanoub Travel нам четко дали анкеты, мы тут же купили марки за $15, вклеили их в паспорт и прошли на паспортный контроль. Еще через 5 минут мы взяли наши чемоданы и, пока наш сопровождающий собирал всю группу, посетили местный дьютик, впрочем, разнообразием ассортимента не отличавшийся. Затем нас повели к микроавтобусу. Теплый, но сильный ветер Египта раскрыл свои объятия… на 2 недели!
Минут через 30-40, после того как развезли часть туристов по отелям, мы были в нашем отеле "Conrad Resort". Отель понравился в первого взгляда – красивый подъезд на возвышении, импозантный холл с фонтаном и люстрой от потолка до пола, терраса с видом на сад и лагуну.
До ужина оставалась пара часов и, быстро кинув вещи в номере на первом этаже недалеко от ресепшн, мы поспешили впервые погрузиться в воды Красного моря. Выйти из номера было совсем легко, т.к. за огромной раздвижной дверью-окном находилась терраса, выходящая прямо в сад по дороге на пляж. Мы были приятно удивлены зеленой и цветущей территорией, благоуханием цветов и контрастом синевы бассейна и белизны зданий отеля, расположенных в виде подковы вокруг искусственной лагуны и сада. Вода показалась очень соленой и не очень теплой, но и холодной ее назвать нельзя было, градусов 21-22. Как мы узнали позже вода в лагуне всегда холоднее, чем в открытом море! В жаркие дни это даже освежало. Вода в лагуне чистая, но непрозрачная, песок довольно крупный, красноватого цвета, лежать на нем было бы некомфортно, благо лежаков было достаточно.
Потом мы поужинали, кухня на первый взгляд показалась разнообразной, мясные и рыбные блюда, салаты, многочисленная выпечка, апельсины, финики и даже невиданный фрукт – гуава. После ужина сразу отправились спать, предвкушая трудности предстоящего дня – 4-х часовой переезд в Луксор и первый экскурсионный день.
18.04.2004 – Луксор
Интересно, что чемоданы в Египте часто перемещаются без контроля со стороны владельца, складируются посредине холла отелей или у входа в отель в ожидании и т.п. Это, с одной стороны, облегчает жизнь. Однако, смешанны чувства «руссо туристо», когда его чемодан везде и всюду переносится носильщиками отдельно от тела самого туриста и без его присмотра, соответственно. Утром за нашим багажом зашел Ханни, милейший парень, сложил чемоданчики на тележку и поехал в обратном от ресепшн направлении!! Стало как-то не по себе…Интересно, что в большинстве случаев багаж прибывает к месту назначения, хотя бывают и накладки, но об этом позже.
И еще небольшой казус, произошедший с нами перед выездом из отеля, когда пришлось подключать знание ругательных слов на английском, впрочем единственный за все время в Египте: В первый вечер по прилету на ресепшене нам, усталым и одурманенным началом отпуска, вместе с ключами от номера выдали карточки на полотенца для пляжа, и даже мысль не возникла прочитать текст на обороте этой карточки. А надо было бы... Там написано, что карточки надо вернуть на ресепшн при выезде, за их потерю взимается штраф 50 фунтов. Искупавшись, мы сдали полотенца, но не забрали эти карточки у beach-боя, хотя как потом смутно припоминалось, он что-то кричал нам вдогонку. А утром пришлось долго доказывать Валиду на ресепшн, что надо предупреждать туристов при выдаче карточек, а не надеяться на их любознательность. Хорошо, забиравший нас представитель Abanoub вмешался, и нашелся свидетель нашей неповинности. Валид и представитель Abanoub пожали друг другу руки, и мы с победным видом получили сухой паек. Самое интересное, оказалось, что Валид, с которым я ругалась, сам впервые обнаружил текст на обороте карточки!
Около 6.00 за нами заехал автобус, который должен был везти нас в Луксор. Наш отель, видимо, всегда был одним из последних, откуда забирали туристов, поэтому места остались в последних рядах автобуса, справедливости ради - мы не были са-амыми последними. По дороге в Сафагу, откуда в 7.00 отправлялся конвой, еще забирали туристов из Макади Бэй. Всего в автобусе собралось 44 чел. Все мы ехали в одно и то же путешествие - "Круиз по Нилу".
В Сафаге мы перекусили, пофотографировались с местными жителями на верблюдах и с козами, некоторые успели купить хлопковые белые платки на голову, которые очень пригодились в Луксоре в качестве чалмы.
В автобусе нас сопровождал наш гид – Мишель, тостячок лет 30, толковый гид с чувством юмора, что тоже немаловажно в руководстве группой русских отпускников. Он неплохо говорил по-русски, давал достаточно информации, чтобы не утомлять, но иногда эта информация была противоречива, что впрочем, исправимо при наличии соответствующей литературы.
Около 11 утра мы приехали в Луксор к Храму Карнак. Было еще умеренно жарко, градусов 29 в тени. Карнакский храм произвел неизгладимое впечатление! Грандиозно! Часов с 12 стало припекать…
Одним из обязательных пунктов экскурсионной программы является посещение различных магазинов, совершая покупки в которых туристы помогают своему гиду вести достойное существование, т.к. он получает комиссию от покупок. Первой остановкой такого рода была папирусная фабрика, где нам показали процесс изготовления папируса и где мы благополучно купили пару папирусов на память.
Затем подъехали сначала к колоссам Мемнона, а затем ко входу в город мертвых, в Долину Царей. Там на паровозиках нас подвезли к самим усыпальницам. Жара 37 градусов в тени, но в подземелье достаточно прохладно, хотя и душновато. Мы посетили 3 гробницы, внутри которых снимать строго запрещается, а для желающих вход в гробницу Тутанхамона стоил 30 фунтов ($5).
После этого мы посетили храм, воздвигнутый царицей Хатшепсут. Заехав на алебастровую «фабрику» и прикупив там пару кошек и жуков-скарабеев, мы отправились на корабль «SINAI» 5*, который уже ждал нас с нашими вещами, и где-то в 17.00 отплыли вверх по Нилу.
На ресепшн у нас отобрали паспорта в качестве залога оплаты счетов за напитки и прочее. Факт отсутствия паспорта в кармане как-то тревожил, но позже выяснилось, что это стандартная процедура, не только для россиян. После размещения в каюте на 2-ой палубе, которая была небольшой, чистой, с кондиционером, стареньким ТВ, ванной и туалетом, небольшой терраской с двумя плетеными креслами, мы поужинали в ресторане. Целый день без обеда мы перенесли без особых проблем, в жару хотелось только пить, зато поужинали мы с удовольствием.
Забегая вперед, можно сказать, что кухня на корабле нам понравилась и качеством, и разнообразием блюд. Вода и напитки подавались за отдельную плату, но по сравнению с отелем по умеренным ценам: стакан неплохого белого вина Obelisk 10 фунтов, пиво Stella 17 фунтов, вода 5 фунтов. Свежевыжатые соки за 10 фунтов были наполовину свежими, но приятно освежающими. Позже мы добились от менеджера господина Ахмеда приготовить свежевыжатый сок гуавы, скорее молочный шейк. Он аргументировал отсутствие этого сезонного фрукта в рационе ресторана его специфическим действием на желудок путешественников, но у нас отрицательных последствий не было. В целом корабль и обслуживание нам очень понравились. На верхней палубе размещался бассейн и лежаки с зонтиками от солнца, к полудню разворачивался небольшой бар, а в 17.00 подавали чай с выпечкой. Внизу у ресторана маленький танцпол, сувенирная лавка. У бассейна выкладывали фигуры из полотенец: крокодилов, лебедей. Утром мы занимали лежаки у бассейна, а после завтрака наслаждались солнцем и видами Нила. Весь корабль, рассчитанный человек на 150, был в распоряжении только нашей группы, т.е. 44 человек, и еще 2-х семейных пар из Голландии.
19.04.2004 – Эсна/Эдфу
Очень рано, на рассвете, когда еще все спали, мы прошли шлюз и приплыли в Эсну, где и стояли полдня. Через борт общались с местными ребятишками, которые выклянчивали сувениры и сигареты. Одного школьника, опрятного и неплохо говорящего по-английски, мы все-таки одарили шариковой ручкой, чтобы хорошо учился. Где-то ближе к обеду мы отплыли в Эдфу, где на следующее утро нас ожидала экскурсия в очень красивый храм "Хор" - храм "Бога Сокола", лучше всех сохранившийся в Египте. А пока после обеда была назначено чаепитие с Мишелем и небольшая прогулка по Эдфу.
На встрече Мишель предложил нам следующие дополнительные экскурсии:
Посещение ботанического сада, нубийской деревни (нубийцы - это народность, живущая на юге Египта), фото с крокодильчиком и купание в Ниле, там, где он чист и красив (15$);
Экскурсия в Абу-Симбел (это 320 км южнее Асуана вверх по Нилу) (60$);
Посещение храма Исиды в Филе (15$);
Поездка в Александрию (50$, после Каира).
Так как в последний день круиза входило посещение Асуанской плотины и катание на фелюках, то мы не нашли в себе сил и желания на дополнительные экскурсии, а решили пройтись по базару в Асуане и отдохнуть перед ночным переездом в Каир. И еще с нас централизованно собрали по 10 долларов на "чай", для обслуги корабля, носильщиков, матросов и прочих.
Около 17.00 мы с группой отправились размять ноги по набережной Эдфу и немного вглубь по центральной улице. Здесь весь египетский колорит предстал во всей красе: запах конского помета, грязь и нищета, улюлюканья и приставания ребятишек, разнообразные «коммерческие» предложения взрослых. Интересно, что женщины продавали хлебные лепешки, разложенные прямо на асфальте, мужчины же массово покуривали кальян. Мишель довел нас до середины главной улицы и то ли в шутку, то ли всерьез предложил попробовать тростниковый сок, «асир асап», в одной из забегаловок. Несмотря на то, что теоретически очень хотелось это сделать, практически никто не высказал желания, принимая во внимание полную антисанитарию и грязь вокруг. (До конца нашего 2-х недельного пребывания в Египте, отведать «асир асап» нам так и не удалось, и вообще при его упоминании арабы делали смешное выражение лица.) Купив воду BARAKA в больших бутылках по 1,5 фунта и немного потолкавшись в сувенирных лавках, мы вернулись на корабль, где после ужина у нас была запланирована небольшая дискотека с маскарадом и конкурсы.
У входа в ресторан в 2 ряда стояли официанты, одетые в национальные костюмы и пели зажигательнуюе арабскую песню «О, хабиби!», хлопая в ладоши. Под этот самодеятельный оркестр мы входили в зал и рассаживались на наши привычные места. Сразу после ужина мы начали собираться в баре на диско-маскарад. Кроме одной девочки никто не стал переодеваться в национальные костюмы, хотя их можно было взять напрокат в лавке. Мы активно танцевали и Мишель так расслабился, что забыл об обещанных конкурсах, но наши люди всегда помнят об обещанном. Было весело!
20.04.2004 – Эдфу/Ком-Омбо
На следующее утро, выйдя на терраску, мы наблюдали, как вдоль нашего причала, где за ночь собралось с десяток кораблей, съезжаются бесчисленные повозки типа кабриолет, на которых местные жители подрабатывают подвозом туристов к и от Храма Хоруса. Живописное зрелище: лошади разной упитанности и вонючести, кабриолеты разной степени дряхлости, гам, крики извозчиков! После завтрака нас посадили по 4 человека на "кабриолет", нам достался неплохой экипаж с нарядной тележкой, упитанной была не только лошадь, но и извозчик. После экскурсии нам дали немного времени пройтись по «восточному базару», скорее лавочному ряду, и потом собраться в том месте, где нас высадил "кабриолет", чтобы ехать обратно. Кстати, у каждого извозчика был номер записан на табличке, он нам при расставании его показал, чтобы мы потом на него же и сели. Мы доехали до причала, любуясь картинками городской жизни, и, естественно, наш извозчик попросил бакшиш за фото, но мы, предупрежденные гидом, что за все уплачено, скрылись на корабле. Некоторые «руссо туристо-облико морале» расчувствовались и достали кошельки, и были неприятно поражены неистовым огнем в глазах извозчиков при виде стопки денег.
Мы благополучно отплыли в сторону Ком-Омбо, где после обеда у нас было запланировано посещение необычного своей двойственностью храма Крокодила и Сокола.
По прибытию в Ком-Омбо никаких кабриолетов не было, но нас ждал опять базар, мимо которого не пройти нельзя. Территория базарного ряда лавок, где висит товар у каждого продавца и где находится его торговое место, была отчерчена линией от той части улицы, где ходили туристы, и именно эту линию торговцам нельзя было пересекать (за этим следила туристическая полиция), хотя по дороге все-таки бегали дети с безделушками, предлагая свой товар. До храма идти минут 5 не больше, и к местному колориту торговцев и зазывал к тому моменту нашего путешествия мы уже привыкли. Поразил старый араб-«факир», который за умеренную плату позволял сделать фото с его змеей, но нам хватило просто его вида, когда он засовывал голову змеи себе в рот. Говорят, змея была без яда, впрочем, сам факир был тоже беззубым.
Осмотрев храм Крокодила и Сокола и увидев в мавзолее 4 мумии крокодилов, мы вернулись на корабль, где на верхней палубе был сервирован наш последний на корабле ужин. Надо сказать, что темнеет в Египте очень рано, уже к 18.00 часам, поэтому ужин на Ниле посреди египетской ночи был пикантен. К сожалению, во время круиза звезд почти не было видно. Уже позднее, в Хургаде, мы любовались звездной россыпью южных ночей и «перевернутым на спину» месяцем, прямо как на шпилях минаретов. По плану мы должны были к 22.00 приплыть в Асуан, где нас ждало нубийское шоу, но все-таки мы малость опоздали и пришвартовались в Асуане только к полуночи, что по арабским меркам можно за опоздание не считать.
Мы терпеливо сидели на верхней палубе в ожидании шоу, но ждать было не легко, т.к. после плотного ужина и всех впечатлений прошедшего дня страшно клонило ко сну. Более догадливые туристы заняли места на лежаках и спали на открытом воздухе до подхода корабля к Асуану. Но наконец-то мы причалили, нас уже ждали нубийцы, парнишки лет 15-16 и девушка. Они быстро переоделись в национальные костюмы, пестрые челобеи и вязаные тюбетейки, и шоу началось. Они отлично играли на народных инструментах, бубнах, танец был таким же быстрым и зажигательным. Остатки сна улетучились, когда на сцену из темноты выпрыгнул настоящий папуас. Сначала он выбрал себе белых «рабынь» из числа туристок, что вызвало общее оживление, ученицы были достаточно прилежны в изучении команд своего «господина». Потом он выбрал «рабов» мужского пола, которые должны были выучить короткие фразы на «аборигенском» языке, а за непослушание и неприлежание были «наказаны». Все действо сопровождалось такими зверскими рожами этого аборигена, такой неподдельной агрессией в голосе, что со стороны наблюдать за всем этим было очень забавно, «жертвы» тоже веселились от души. День показался просто бесконечным…
21.04.2004 – Асуан
На следующее утро после завтрака нас посадили на фелюки - это такие парусные лодки управляемые двумя нубийцами, на которых мы должны были кататься по Нилу. Во время катания лодочники спели и станцевали, а вокруг фелюки плавала крошечная посудина, в которой сидел малыш лет 8 и, гребя кусочками фанеры, тоже что-то пел. Мы полюбовались окрестностями, и у нас была возможность приобрести традиционные нубийские сувениры. Мы долго торговались, и в итоге уломали аборигена, однако, в выигрыше остался все-таки он, облапошив при расчете на 9 фунтиков (дал 1 фунтовую бумажку вместо 10 фунтовой). Те, кто купил допэкскурсию в ботанический сад, где-то через полчаса совместного катания были высажены на другом берегу Нила. А несколько человек, включая нас, вернулись на корабль.
Со слов других туристов из нашей группы в нубийской деревне ничего особенного не было, кроме образцово-показательного дома нубийца, где они покурили кальян и сфотографировались с маленькими крокодильчиками в руках, которые были какими-то вареными, если не сказать полуживыми. А по поводу чистого пляжа Нила, то пляж действительно был таковым, а вода была довольно холодной.
Мы, после катания на фелюках, договорились с двумя молодыми парами сходить на местный рынок купить фруктов. Базар, скорее торговые ряды, были на второй, параллельной улице по отношению к набережной. На базаре как обычно навязчиво нам предлагали купить разнообразный товар, предлагали зайти в лавки осмотреть все более внимательно, чуть ли не хватали за руки. Мы прошли пару кварталов по расстоянию, чтобы найти приличные фрукты, но они попадались очень редко, углубляться в город тоже не очень-то хотелось. Мы искали клубнику и сторговались по 5 фунтов за кило, купили еще помидоры в дорогу по 2 фунта за кило и персики по 6 фунтов. Забавен был процесс расчета с торговцем: т.к. быть обманутым второй раз за один день не хотелось, то прежде чем отдать банкноту, мы потребовали отсчитать сдачу, и передача дензнаков происходила одновременно «ты мне, я тебе», как в гангстерских фильмах. Однако, наше терпение было на исходе и выносить то, что называют "восточным базаром" мы были больше не в силах, поэтому мы удалились на корабль. В номере мы с марганцовкой помыли фрукты перед употреблением.
После обеда мы отправились на экскурсию на Асуанскую плотину, где снимать на видео строго запрещено, а можно было лишь фотографироваться, что мы и сделали, но быстро вернулись в автобус, т.к. жара стояла невыносимая и единственным для нас спасением был кондиционер в автобусе.
Надо сказать, что в Асуане наш запас переносимости высоких температур был исчерпан. Казалось, что в лицо дует ветер из жаровни. К вечеру началась песчаная буря, и, выйдя на терраску и заскрипев песком на зубах, скорее хотелось вернуться в кондиционерную прохладу номера. Перед нашим отъездом даже кондиционер в номере перестал нормально охлаждать, или его из экономии просто отключили, и мы с вещами перебрались в холл корабля перед ресепшн наблюдать как заселяется очередная группа.
Если говорить о корабле в общем, то он очень нам понравился. Персонал был очень дружелюбный, старались нам угодить, были очень вежливы, в каютах делали фигурки лебедей, крокодильчиков и обезьянок из полотенец. Сам экскурсионная программа круиза была познавательна. Мы ни капли не пожалели, что увидели столько удивительных храмов и, заглянув за «маску» курорта, увидели истинное лицо Египта.
Наш поезд отходил из Асуана в 20.00, поэтому в 19.00 за нами приехал автобус для переезда на вокзал. Поначалу мы думали, что Мишель будет ехать в Каир отдельно от группы, но какова же была наша радость, когда мы увидели Винни-Пуха у нашего автобуса. Все-таки спокойнее себя чувствуешь под присмотром! И наши опасения были, как потом оказалось, не напрасны. Началось все с того, что великолепная система переноса багажа носильщиками дала сбой, и один из наших чемоданов чуть не отправился в самостоятельное путешествие. Конечно, «багаж дело наживное», как заявил один из попутчиков, но предстояла еще неделя в Хургаде, и как-то не хотелось портить себе отдых отсутствием личных вещей. Стремительно метнувшись к автобусу, удалось выцепить забытый там чемодан. Мишель показал нам вагон и сказал, что места с 2 по 40 - наши. Мы разместились, но тут в вагон стали заходить другие пассажиры арабской наружности с билетами на ТЕ ЖЕ места! После бурных разбирательств оказалось, что Мишель перепутал места. Некоторые русские товарищи, включая нас, еще несколько раз освобождали места, когда появлялись их законные владельцы. В конце концов, основную часть пути мы провели в одиночном ряду недалеко от дверей, которая хлопала и скрипела всю ночь. Еще один казус произошел, когда одна немолодая пара обнаружила, что они не могут откинуть спинки своих сидений, т.к. двое французов развернули свои сидения на 180 градусов, против движения поезда, чтобы быть лицом к еще двум своим попутчикам. Негодование группы русских туристов чуть было не вызвало межнациональный конфликт, но после вмешательства Мишеля русские опять победили! Поверженные французы были пересажены в начало вагона, где они никому не могли мешать.
Надо сказать, что ночной переезд в сидячем вагоне был единственным промахом в нашем планировании, т.к. нас предупреждали, что ехать 12 часов в сидячке, предусмотренной в туре – это довольно утомительное занятие. Причем еще в первый день круиза можно было доплатить 50 долларов и получить спальное место в поезде. Кстати, в стоимость спального места были еще включены ужин и завтрак. А мы, несмотря на достаточно удобные авиакресла с подставкой для ног, были наказаны за скупость беспокойно проведенной ночью, т.к. ходили пассажиры, каждые 2-3 часа мимо проходили разносчики чая-бутербродов с тележкой (кому нужны бутерброды в 5 часов утра?!), невыносимо дуло из кондиционера и несколько раз приходилось ловить проводника и просить его выключать. Туалет в вагоне был родной, «совковский». 5 человек, доплативших за места в спальном вагоне, остались им очень довольны. Впрочем, наш отрицательный опыт – тоже опыт.
Поезд прибыл на станцию Гиза около 8.00 часов утра.
22.04.2004 – Каир
Разместили нас в отеле "Middle East" 3*(заранее мы название отеля не знали). Этот отель находится в городе Гиза, но Гиза и Каир - это просто разные берега Нила, а так - один город плавно перетекает в другой. Номер был очень большой: гостиная с кухней и плитой, холодильником и посудой, большая спальная комната, 2 ванных комнаты. Но в ванной у нас не было полотенец для рук, в одной ванной не работал бойлер. Если не вдаваться в эти подробности, то номер был очень и даже очень приличный, и нам действительно повезло, что окно выходило во внутренний дворик. Говорят, в номерах, выходящих на улицу, было трудно заснуть из-за шума с улицы. У нас было совсем не много времени на размещение и завтрак, т.к. в 10 часов мы должны были быть готовы для выезда на экскурсию.
Как оказалось, мы были где-то в 4 км от главных каирских достопримечательностей – Пирамид, которые окрылись взору между высотными домами неожиданно для всех. Мишель провел обзорную экскурсию по комплексу, сначала нас отвезли на смотровую площадку, где также развернулся небольшой сувенирный базарчик, потом некоторые за доплату прошли в пирамиду Хефрена, но мы отказались, т.к. проход очень узок и там душно. К счастью, было облачно и дул довольно сильный ветер, так что мы с удовольствием погуляли у Пирамид и прикоснулись к Вечности, к теплым камням истории. Затем поехали к Сфинксу, где тоже немного погуляли и пофотографировались. Затем Каирский музей - это было что-то замечательное и неохватное, уж точно не в один день, не говоря уже о двух часах! Столько древностей, сокровища Тутанхамона в одном здании - это просто уникальная коллекция.
Затем Мишель предложил пообедать в «приятном и надежном» ресторане за 40 фунтов (около 7 долларов). Судя по свойскому общению с персоналом этого ресторана, он также получает комиссионные за маркетинговые услуги. Ресторан был действительно неплох, на кораблике на берегу Нила, с небольшим зооуголком у входа с пеликанами и мартышками. Шведский стол, довольно разнообразный, напитки были за отдельную плату. Там мы попробовали сок манго, и опять обсчитались или были обсчитаны на 10 фунтов (1,5 доллара)! После этого нас завезли на парфюмерную «государственную» фабрику, и благоухающие мы отправились в отель, где Мишель попрощался с нами, т.к. на следующий день с нами должен был быть другой гид - Джозеф.
Вечером некоторые пошли погулять по Гизе-Каиру, другие на такси отправились на световое шоу у Сфинкса. Мы же с небольшой компанией девчонок засели в «tea house» на тентованной террасе отеля, где попили чайку и наблюдали за египетской свадьбой. Одна из спутниц сидела с раздутым глазом от укуса комара, но наученные менеджером корабля мы заказали лимон, который при втирании в кожу моментально снимает отек и зуд. По возвращению в номер мы заснули сразу же, как только прислонились к подушке.
23.04.2004 – Каир: мусульманский и православный
Утром после завтрака нас встретил Каирский гид - Джозеф, который должен был провести обзорную экскурсию по городу и посещение базара Хан эль Халили. В 9.00 утра мы, уже упаковав чемоданы и забрав паспорта на ресепшн, уселись в комфортабельный большой автобус, который нас катал по городу, а затем повез в Хургаду.
В ходе обзорной экскурсии нам показали самую большую в Египте (и вторую в мире после Стамбульской) мечеть Муххамеда Али, город мертвых (мусульманское кладбище, где сейчас проживают 200 тысяч живых, но бездомных каирцев). Мы сделали остановку у двух древних мечетей. Была пятница, выходной день, и по дороге на базар нам показали птичий рынок: туча народа, шум, а животных просто не видно в толпе.
Знаменитейший базар "Khan El Khalili" ничем не отличался от других базаров. Мы договорились о 1,5 часах на посещение базара, т.к. в 12 часов должна была начаться служба в мечети Аль-Хусейн, как раз рядом с базаром. Там должно было быть очень много народу. Площадь, где располагалась мечеть, и вход на рынок была окружена огромным количеством военных (не полицейских) машин с солдатами. Это было сделано на случай возможных провокаций против верующих.
Оттуда мы благополучно уехали и поехали в "коптский" район, как бы продолжая нашу экскурсию по городу. Копты - это верующие христиане в Египте. И Мишель, и Джозеф – копты. Джозеф в прошлом был врачом, но государственные служащие получают в Египте копейки (около 50 долларов!), поэтому он перешел в сферу туризма, видимо наиболее доходный бизнес в Египте в настоящее время (будучи не дипломированным экскурсоводом, как Мишель, а просто гидом-сопровождающим сейчас он зарабатывает около 250 долларов). В целом его экскурсия была интересной, т.к. было видно, что Джозеф увлечен историей и благожелателен к русским.
Интересная информация к размышлению: 80% туристов, ежегодно посещающих Египет – русские!!! Нас поражало, что египтяне, особенно жители пригородов, с легкостью отрывались от своих дел и, улыбаясь и размахивая руками, приветствовали проезжающие мимо туристские автобусы, хотя быть может это и не удивительно, т.к. основной статьей дохода Египта является туризм.
В коптском районе мы увидели церковь Св. Георгия, где верующие у иконы просили избавления от недугов. Потом пошли в т.н. "подвешенную церковь" девы Марии - там были очень интересные иконы, мощи Св. Георгия и патриархов, и вообще все несколько неординарно просто, например не было свечей у икон. Ну и напоследок, самое святое место - подземелье, где скрывалась от царя Ирода дева Мария с младенцем Христом. Конечно, само это место мы толком не очень-то увидели, оно на реставрации, но у местных христиан это священное место паломничества. На этом месте построен храм. Джозеф сказал, что сейчас разрабатывается новый туристический паломнический маршрут из Иерусалима в Каир, совпадающий с путем бегства Святого семейства в Египет, строятся новые отели.
После этого еще зашли в синагогу, а потом долго-долго сидели у сувенирного магазина больше похожего на филиал Каирского музея в ожидании всех праздношатающихся членов нашей группы. Кстати, пару слов о нашей группе. Возрастной состав был разношерстным: где-то 40% молодежи до 35 лет, 10% преклонного возраста после 60. Еще в начале круиза Мишель дал группе название – группа «Нефертити». Это название и его причудливая трость, поднятая над головой, были маячками в толпе для заблудившихся и отставших. Позже на вылете в аэропорту Хургады члены нашей группы «Нефертити» тепло встречались, обмениваясь впечатлениями о проведенном отдыхе.
Мы вернулись в автобус и около 15 часов выехали в Хургаду. Самым, пожалуй, неприятным моментом, было то, что, несмотря на уверения в безопасности переездов туристических автобусов только при наличии конвоя из Каира до Хургады мы ехали почему-то без конвоя.
Где-то через 200 км мы сделали остановку на полчаса у небольшой заправки, где была пиццерия, и можно было поразмять ноги. Немного отдохнув, мы снова отправились в путь. Дорогу нельзя назвать живописной. Однажды был виден порт и большое количество огромных кораблей, мы даже думали, что проезжаем Суэцкий канал, но нас заверили в обратном. Местами мы приближались в прибрежной зоне, где повсеместно развернулась стройка отелей. С другой стороны красноватая каменистая пустыня, за ней сразу горы Красного моря. Когда стемнело и ничего не стало видно, нам поставили видео «Мумия». Вся дорога из Каира заняла часов 8. Но, как уже отмечалось, наш “Конрад” был самым последним на маршруте развоза туристов по отелям, поэтому в отель мы прибыли около 23.00, где был заказан поздний ужин. Получить номер в понравившемся нам в первый день крыле отеля сразу не удалось, но нам пообещали его поменять на следующий день, т.к. в субботу должен был быть новый выезд-заезд. На этом неделя круиза, насыщенного впечатлениями и несколько утомительного переездами, была окончена, мы заснули в предвкушении недели релаксации и знакомства с обитателями Красного моря… Отдых только начинался!!!
ЧАСТЬ II. КРАСНОЕ МОРЕ
24-25.04.2004 – Просто отдых
После обильного завтрака, еще раз взвесив плюсы и минусы доставшегося номера (первый этаж с выходом прямо на пляж, мимо окон снующие отдыхающие, далеко от ресепшн и ресторана) мы повторили попытку заполучить номер на втором этаже. Администратор были удивлен нашим желанием поменять номер, расположенный прямо у пляжа, но тем не менее за умеренный бакшиш (30 фунтов) желание наше удовлетворил, и мы переселились в номер 1116 с чудным видом лагуны и цветущего сада, посерединке между ресепшн и рестораном. Все номера в отеле стандартны: довольно большая комната с 2-мя кроватями, зеркалом и шкафом, спутниковым ТВ с родным ОРТ, телефоном, мини-баром, кондиционером. Большая душевая комната с огромным во всю стену зеркалом над умывальником, феном, душевыми принадлежностями: мыло, шампунь, шапочка. Окно закрывается плотными солнцезащитными шторами и представляет собой раздвижную дверь на балкон, где стоят два стула и стол.
Еще перед завтраком заняв лежаки прямо у аквацентра, и довольные удачным обменом номера, мы отправились на пляж и были атакованы зазывалами из аква- и дайвцентра, наперебой предлагавшими незамедлительно отправиться на сноркелинг или дайвинг. Все последующие дни мы по привычке располагались на пляже у аквацентра и наблюдали за работой зазывал из центров, которые весь день проводили на пляже в поиске клиентов, обычно не снимая одежды и туфель, несмотря на жару. Периодически набеги совершали аниматоры, массажисты, и поначалу нас регулярно посещал «Дмитрий Нагиев», предлагая сделать «тату, африканские косички», попутно восторгаясь «приятным воздухом» в Конраде, а для привлечения внимания разнообразя свой гардероб черным фетровым беретом (в жару 40 градусов!). Он поначалу забавлял своим вызубренным рекламным текстом, но т.к. «тату и африканские косички» нас не интересовали, впрочем как и он сам, то через пару дней его дружелюбность исчезла и он перестал даже здороваться.
Мы решили пару дней отлежаться на пляже после круиза, т.к. временами еще возникало ощущение покачивания, как при езде в автобусе. Общаясь с ребятами из аква- и дайвцентра, мы понемногу собирали информацию и приняли решение сначала съездить на коралловые острова с маской и трубкой, потом бесплатно протестироваться с аквалангом в лагуне и, если все будет ОК, попробовать дайвинг.
Вода в лагуне приятно освежала с утра, но в полуденный зной разница температуры воды и воздуха значительно увеличивалась, заходить в воду становилось холодновато. К нашему удивлению, вода в рядом расположенном отеле «Али-Баба» в открытом море была значительно теплее, градусов 23-24! Заход в море там каменист, но если пройти дальше к отелю «Жасмин», то там берег песчаный и не глубоко. Кроме того, для подбора маски нам показали небольшие кораллы прямо у «Али-Бабы». Кораллы эти в основном мертвые и рыбы там небольшие, одноцветные, но даже это 10-минутное плавание с маской порадовало.
Поначалу обедать ходили в ресторан при отеле: дорого и удовольствия никакого. Более того, однажды «суточные щи» произвели нежелательный эффект на наше пищеварение. Поэтому в последующие дни прихватывали с завтрака пару булочек и сыр, да и есть по жаре сильно не хотелось.
Так мы валялись на пляже в солнце и неге, гуляли по цветущему саду, наблюдая за ибисами и голубями, довольно крупными ящерицами, которые не стеснялись заглядывать и к нам на балкончик. Потом ужин, довольно разнообразный, блюда из говядины, курицы, рыбы, множество салатов, брынза. Ос